Содержание в эксплуатации и ремонт двухзвенной цепи

Новые двухзвенные цепи при получении их в локомотивном депо должны быть осмотрены и заклеймены клеймом депо. При выдаче цепи на локомотив на ней должен быть выбит номер локомотива.

Двухзвенная цепь перед выдачей на локомотив подвергается тщательному наружному осмотру и проверке с применением шаблона (фиг. 95), как показано на фиг. 96.

Двухзвенная цепь, находящаяся на локомотиве рабочего парка, подвергается наружному осмотру с проверкой размеров один раз в три месяца.

Фиг. 95. Шаблон для проверки двухзвенной цепи

По истечении годичного срока эксплуатации производится периодическое освидетельствование двухзвенной цепи также с проверкой размеров. Цепь, признанная годной по результатам периодиче-

Фиг. 96. Проверка шаблоном двухзвенной цепи:

а — проверка правильности приварки предо*ранительного зуба к кулаку (поверхность Б должна быть в плоскости 1-І); б — проверка длины носка кулака; в — проверка диаг метра шейки кулака (кулак годен, если шаблон не проходит); г -проверка ширины кулака (кулак годен, если шаблон не проходит); д — проверка ширины звена в скруглённой его части (звено годное, если шаблон не проходит); е—проверка внутренней ширины крайнего звена (звено годное, если шаблон проходит)

ского освидетельствования, испытывается на прессе растягивающим усилием 30 т, а качество приварки её рукоятки — растягивающим усилием 5 т.

Для испытания цепей на растяжение рекомендуется применять приспособление, изображённое на фиг. 97, а для испытания прочности приварки рукоятки — приспособление, изображённое на фиг. 98.

На двухзвенной цепи, прошедшей периодическое освидетельствование с испытанием на прессе и не имеющей остаточных деформаций, выбивают дату освидетельствования и клеймо локомотивного депо, а старые клейма депо забивают.

Неисправную двухзвенную цепь ремонтируют, восстанавливая изношенные места и исправляя обнаруженные дефекты.

При ремонте в случае необходимости производятся приварка рукоятки и предохранительного зуба к кулаку, удлинение носка кулака и верхнего шипа рукоятки наплавкой, наплавка изношенных мест звеньев цепи и кулака, восстановление до альбомной величины внутреннего размера крайнего звена цепи путём его раздачи.

Фиг. 97. Приспособление для испытания двухзвенной цепи

При обнаружении трещин в сварных швах рукоятки или предохранительного зуба последние отделяются от кулака подрубкой сварных швов в холодном состоянии.

Оставшийся наплавленный металл на кулаке, рукоятке и предохранительном зубе удаляется механическим путём, а места под приварку зачищаются. После подготовки производится приварка рукоятки или предохранительного зуба к кулаку в соответствии с чертежом.

Короткий носок на кулаке цепи прежней конструкции должен быть удлинён наплавкой на 12 мм и проверен шаблоном (см. фиг. 96).

Сварочные работы при ремонте двухзвенной цепи производятся электродуговой сваркой электродами марки Э-42 по ГОСТ 2523-51 или газовой сваркой с присадкой прутков стальной проволоки марок I или II по ГОСТ 2246-51.

Перед приваркой предохранительного зуба к кулаку цепи место сварки предварительно подогревается до 300-400°.

Предохранительный зуб должен быть приварен так, чтобы его грань находилась в одной плоскости со стороной кулака, опирающейся’на тяговую поверхность большого зуба автосцепки, как это показано на фиг. 99. Проверка совпадения указанных плоскостей производится линейкой или шаблоном (см. фиг. 96). Выход грани зуба за плоскость кулака не допускается. Отклонение в противоположную сторону разрешается не более чем на 2 мм. Приваренный предохранительный зуб должен отстоять от вершины внутреннего угла носка кулака на расстоянии не менее 8 мм и не более 10 мм.

Для обеспечения правильной установки и приварки предохранительного зуба к кулаку цепи применяется приспособление, изо бражённое на фиг. 100.

Фиг. 98. Приспособление для испы- Фиг. 99. Предохранительный тания прочности приварки руко- зуб, приваренный к кулаку ятки двухзвенной цепи двухзвенной цепи

На тыловой части кулака цепи, имеющего предохранительный зуб, должна быть фаска. Если этой фаски нет, то она срезается и проверяется специальным шаблоном, изображённым на фиг. 101.

Двухзвенная цепь после приварки предохранительного зуба и снятия фаски проверяется постановкой её в зев автосцепки и выемкой из него. Места заедания устраняются путём опиловки. Автосцепка, на которой проверяется двухзвенная цепь, не должна иметь износов корпуса и замка.

Восстановление до альбомных размеров изношенных мест звеньев цепи, а также шейки и рабочих поверхностей кулака производится путём наплавки газовой сваркой с присадкой стальной проволоки марок I или II по ГОСТ 2246-51.

Перед наплавкой изношенные места нагреваются до 600-650° (тёмно-красное каление). ^

Для получения достаточной плотности наплавленного металла и гладкой его поверхности в процессе наплавки производится проковка его молотком со сферическим бойком или с применением фасонной оправки.

При наплавке изношенных мест звеньев вставка в среднем звене-цепи вырубается и оставшийся после этого наплавленный металл удаляется механическим путём.

Для восстановления внутренней ширины крайнего звена цепи до альбомного размера (74 + 2 мм) это звено нагревают до 600- 650° и в горячем состоянии раздают специальным клином (фиг. 102),. нанося по нему лёгкие удары кувалдой. После раздачи звена цепь подвергается термообработке. Наплавка изношенных мест, если это требуется, производится после раздачи звена.

После наплавки цепи в её среднее звено вваривается вставка.

Подрез основного металла цепи по границе сварного шва и наплавки не допускается.

При наличии подрезов, независимо от их величины, производится подрубка швов с последующей зачисткой наплавленного металла.

На вставке среднего звена выбивается клеймо сварщика, производившего сварочные работы.

После окончания сварочных или кузнечных работ по ремонту цепи последняя подвергается термической обработке. Для этого.-двухзвенная цепь равномерно нагревается в печи до 850-900° (ярко-красное каление), выдерживается в течение 30 мин., после; чего вынимается из печи и закаливается в воде, имеющей температуру 15-20°.

После закалки производится отпуск, для чего цепь вновь нагревается в печи до 620-650° с последующим медленным охлаждением, в среде неподвижного воздуха не ниже 12°.

Термообработка двухзвенной цепи после приварки рукоятки,, наплавки носка кулака или верхнего шипа рукоятки не производится.

Ремонт двухзвенных цепей разрешается производить в ремонтных пунктах, имеющих нагревательные печи и приборы для определения температуры нагрева.

Отремонтированные цепи испытывают на прессе растягивающим, усилием 30 т.

Двухзвениая цепь не допускается к сцеплению поезда и подлежит —

Фнг. 102. Клин для раздачи крайнего звена двухзвенной цепи

изъятию с локомотива и ремонту при наличии одной из следующих неисправностей:

а) кулак цепи имеет предельный износ, определяемый шаблоном (см. фиг. 96);

б) кулак цепи имеет шейку, диаметр которой менее 43 мм,

в) толщина среднего звена цепи в закруглённых (изнашиваемых) частях — сварного менее 35 мм и цельноштампованного менее 40 мм,

г) толщина крайнего звена цепи в закруглённых частях менее 40 мм или ширина его в свету менее 65 мм,

д) расстояние от кромки вставки среднего звена до внутренней поверхности его закруглённой части менее 63 мм,

е) расстояние от нижнего шипа рукоятки до оси шейки кулака менее 135 мм или более 150 мм,

ж) кулак цепи без предохранительного зуба или последний неправильно приварен, изогнут, имеет трещины в местах приварки;

з) расстояние между верхним шипом рукоятки и выступающей зацепной частью предохранительного зуба менее 300 мм,

и) расстояние между крайними тяговыми поверхностями среднего и крайнего звеньев при натянутом состоянии цепи менее 360 мм или более 400 мм,

к) рукоятка косо или со смещением приварена к кулаку, а также имеются трещины в местах приварки;

л) трещина в любой части цепи;

м) рукоятка с приварными опорными шипами;

н) кулак цепи без удлинённого носка;

о) нет клейма о периодическом освидетельствовании на вставке среднего звена или просроченный срок освидетельствования.

Двухзвенная цепь | Автосцепка устройство, эксплуатация и ремонт | Смешанное сцепление в пассажирских поездах

Добавить комментарий