Электродвигатели переменного тока собственных нужд
На тепловозе 2ТЭ116 для привода вентиляторов охлаждения используют электродвигатели переменного тока, питающиеся непосредственно от тягового генератора. От таких электродвигателей приводятся вентиляторы охлаждения холодильной камеры (МВ1-МВ4), вентиляторы охлаждения тяговых электродвигателей передней и задней тележек (МВ5, МВ6) и вентилятор охлаждения выпрямительной установки (МВ7). Все электродвигатели трехфазные, асинхронные с короткозамкнутым ротором.
Специфические условия работы электродвигателей переменного тока на тепловозе — изменяющиеся в широких пределах напряжение питания и частота, частые пуски и большие вибрационные нагрузки, большие перепады температуры окружающего воздуха — налагают дополнительные требования к их ^конструкции.
В мотор-вентиляторах МВ5-МВ7 применены электродвигатели серии 4АЖ. Электродвигатели этой серии разработаны специально для железнодорожного транспорта на базе электродвигателей серии 4А. Двигатели (рис. ПО) рассчитаны на работу в переменном режиме в диапазоне частот 35-100 Гц и напряжений 240-560 В. Данные этих электродвигателей приведены в приложении.
Каждый из мотор-вентиляторов МВ1-МВ4 вертикального исполнения представляет собой асинхронный двигатель с внешним ротором, встроенный в ступицу осевого вентилятора. Конструктивно мотор-вентилятор холодильной камеры выполнен следующим образом (рис. 111). В ступице основания закреплена шестью болтами втулка 13, на которую напрессован сердечник 16 статора с обмоткой 15.
Сердечник статора удерживается на втулке шпонкой. В сжатом положении листы сердечника между нажимными шайбами 19 фиксируются полукольцами. Вал 11 ротора установлен внутри втулки в двух подшипниках — верхнем № 313 и нижнем № 310. Верхний подшипник имеет лабиринтные крышки 12, 14 и закреплен на валу ротора гайкой 7, нижний удерживается кольцом на торце вала. Вентиляторное колесо с запрессованным в его корпус сердечником 4 ротора надевается сверху на статор и крепится болтами к верхнему торцу вала.
Основание 20 мотор-вентилятора прикреплено болтами к опоре выходных коллекторов холодильной камеры. Наружный воздух, засасываемый при вращении вентиляторного колеса через боковые жалюзи, проходит через секции холодильной камеры в выходной коллектор 6. Затем через отверстия в опоре и основании мотор-вентилятора часть охлаждающего воздуха поступает к поверхностям ротора и статора с обмоткой, а другая часть его проходит через 12 отверстий диаметром 30 мм в листах статора и выбрасывается наружу через патрубки вентиляторного колеса.
Сердечник статора мотор-вентилятора набирают из штампованных листов электротехнической стали марки Э21 толщиной 0,5 мм. Листы изолируют друг от друга лаком К47. Обмотка статора трехфазная, двухслойная, симметричная. Фазы соединены в "звезду" Катушки обмотки выполнены из провода ПЭТВСД диаметром 1,4 мм. Катушечная группа состоит из четырех катушек, каждая из которых имеет пять витков. Выводы катушек между собой и катушечные группы с выводными кабелями соединяют пайкой при помощи сплава МФ-3. Выводной кабель РКГМ имеет площадь сечения 16 мм2.
Рис. 111. Мотор-вентилятор холодильной камеры: 1 — коробка выводов; 2 — днище; 3 — алюминиевая заливка; 4 — сердечник ротора; 5 — корпус ротора; 6 — выходной коллектор; 7 — гайка; 8, 13 — втулки; 9, 12, 14 — крышки; 10 -масленки; 11 — вал; 15 — обмотка статора; 16 — сердечник статора; 17 — лопатки вентилятора; 18 — балансировочный груз; 19 — нажимная шайба; 20 — основание; 21 — пробка; а, б, в — вентиляционные отверстия
Сердечник ротора набран из штампованных листов электротехнической стали марки Э21 и имеет 56 пазов под обмотку, расположенных на внутренней поверхности листов. Пазы ротора залиты алюминиевым сплавом АКМ. Ротор после запрессовки в корпус вентиляторного колеса фиксируют четырьмя штифтами. Колесо вентилятора вместе с ротором подвергают динамической балансировке. Допустимый небаланс не более 100 г/см.
Данные мотор-вентилятора приведены в приложении.
Тяговые электрические машины | Тепловоз 2ТЭ116 | Электрические машины постоянного тока собственных нужд