Тепловоз 2ТЭ116 | Установки порошкового пожаротушения

Установки порошкового пожаротушения

Установка порошкового пожаротушения дизельного помещения (рис. 59) предназначена для тушения пожара на тепловозе и находящихся вблизи тепловоза объектах. Установка может работать при давлении воздуха в питательной магистрали 9 не менее 0,7 МПа (7 кгс/см2). Применение огнетушащих порошковых составов сопровождается следующими приводящими к ликвидациипожара факторами: разбавлением горючей среды газообразными продуктами разложения порошка; охлаждением зоны горения в результате затрат тепла на нагрев распыленных частиц порошка, их частичное испарение и разложение в пламени. Огнетушащий порошковый состав не токсичен, однако высокая дисперсность его частиц способствует попаданию его в органы дыхания и на слизистые оболочки глаз. Поэтому персонал, выполняющий работы по заправке установок и уборке помещения после пользования установкой, должен быть обеспечен респираторами и защитными очками.

Схема установки порошкового пожаротушения дизельного помещения тепловоза 2ТЭ116

Рис. 59. Схема установки порошкового пожаротушения дизельного помещения:

1 — резервуар; 2 — трехходовой кран; 3 — рукав; 4 — порошковый трубопровод; 5 — дизель-генератор; 6 — отпускной клапан; 7 — блок управления установкой; 8, 12 — краны (нормально открыты); 9 — питательная магистраль^ 10 — кран (нормально’закрыт); 11 — электропневматический вентиль; 13 — пневматический трубопровод; 14 — пожарный ствол; 15 — предохранительное кольцо; Л — положение "Открыто на порошковый трубопровод"; Б — положение "Открыто на пожарный ствол"; В — распылительное отверстие

Для сигнализации о возникновении пожара и управления установкой служит система сигнализации и управления, состоящая из блока 7, расположенного на стенке кабины машиниста, извещате-лей, размещенных на крыше, стенках кузова и в высоковольтной камере, сигнальной лампы "Пожар", находящейся на световом табло в кабине машиниста, сигнальной сирены и тумблеров включения установки. Приведение установки в действие производится как автоматически, так и вручную или дистанционно.

Установка состоит из резервуара У, пневматического 13 и порошкового 4 трубопроводов, блока управления 7, рукава 3 с пожарным стволом 14 и кранов. Пневматический трубопровод служит для подачи воздуха из питательной магистрали в резервуар У с целью вспушивания и вытеснения из него огнетушащего порошкового Состава в порошковый трубопровод или в рукав с пожарным стволом. Воздух подается в резервуар через блок управления 7, состоящий из клапана 6, управляющего включением этого клапана электропневматического вентиля 11 и разобщительных кранов.

Электропневматический вентиль У У при отсутствии пожара обесточен; подача питания на его катушку происходит при включении одного из тумблеров, расположенных на панели блока, на стенке кузова в районе установки резервуара и на стенке холодильной камеры. Можно включить установку вручную краном 10; кран 12 при этом должен быть закрыт. При постановке тепловоза в горячий отстой с работающим дизель-генератором систему переводят в режим автоматического приведения установки в действие при срабатывании одного из пожарных извещателей. Для этого включают тумблер "Автоматика при прогреве" на панели блока управления.

Резервуар 1 установки состоит из верхнего и нижнего корпусов, соединенных между собой фланцами, скрепленными болтами. В нижнем корпусе резервуара размещены аэратор для вспушивания огнетушащего порошкового состава, представляющий собой кольцо из трубы, к которой приварены бонки с отверстиями, и штуцер для подсоединения пневматического трубопровода 13. На бонки надеты резиновые пробки с отверстиями. В верхнем корпусе расположены штуцер с сифонной трубой для подсоединения порошкового трубопровода 4, горловины для заправки резервуара порошковым составом и патрубок для сообщения с атмосферой при заправке.

В верхней части резервуара в штуцере установлено предохранительное кольцо (мембрана) 15, предназначенное для создания в резервуаре необходимого давления, при котором обеспечиваются вспушивание порошка и последующая эффективная работа установки. При достижении давления воздуха 0,5-0,6 МПа (5- 6 кгс/см2) предохранительное кольцо разрывается, и огаетушащий порошковый состав в смеси со сжатым воздухом подается по порошковому трубопроводу 4 и через распылительные отверстия В в виде облака выбрасывается в дизельное помещение. Предохранительное кольцо подлежит замене после каждого случая пользования установкой. Масса заряда в резервуаре (30 + 4) кг позволяет работать установке через порошковый трубопровод 15-30 с, а через рукав с полностью открытым пожарным стволом — 35-50 с. Длина резинотканевого рукава для пожарного ствола составляет 20 м, а длина струи порошка, формируемой стволом, — не менее 8 м.

Схема установки порошкового пожаротушения высоковольтной камеры тепловоза 2ТЭ116

Рис. 60. Схема установки порошкового пожаротушения высоковольтной камеры: 1 — край (нормально закрыт); 2 — кран (нормально открыт); 3 — пневматический трубопровод; 4 — электропневматический вентиль; 5 — порошковый трубопровод; 6 — резервуар; 7 — воздухопровод приборов управления; 8 — предохранительное кольцо; А — распылительное отверстие

Пожарный ствол тепловоза 2ТЭ116

Рис. 61. Пожарный ствол: — насадок; 2 — обтекатель; 3 — корпус; 4 — стакан; 5 — пружина; 6 — стопорное кольцо; 7 — резиновое кольцо; « — шток; 9 — клапан

Установка порошкового пожаротушения высоковольтной камеры (рис. 60) состоит из резервуара 6, имеющего массу заряда (10,5 + 1) кг, пневматического 3 и порошкового 5 трубопроводов, электропневматического вентиля 4 и разобщительных кранов 1 и 2. Кран 1 служит для ручного пуска установки при закрытом кра-нс 2.

Пожарный ствол (рис. 61) предназначен для подачи струи порошкового состава на очаг пожара. Он состоит из корпуса 3, навернутого на него стакана 4, насадка 1, придающего струе нужную форму, и обтекателя 2, расположенного внутри насадка и способствующего равномерному распылению порошкового состава, В обтекатель вставлен клапан 9, перекрывающий зазор между обтекателем и штоком 8. С противоположной стороны к штоку присоединяется рукав. Для исключения выхода штока из корпуса установлено стопорное кольцо 6. Резиновые кольца 7 предохраняют резьбу штока и корпуса от случайного попадания на нее порошка. Открывать пожарный ствол необходимо не позднее чем через 6 с после включения одного из тумблеров дистанционного управления. Для открытия ствола необходимо повернуть стакан 4 относительно штока 8 с рукавом по часовой стрелке. После снятия усилия стакан возвращается в исходное положение пружиной 5.

Песочная система | Тепловоз 2ТЭ116 | Установка дизель-генератора

Добавить комментарий