Тормозная система тепловоза 2ТЭ10В

/ Тепловоз 2ТЭ10В / Тормозная система тепловоза 2ТЭ10В

Тормозная система

Тепловоз оборудован прямодействующим автоматическим тормозом, вспомогательным (прямодействующим неавтоматическим) тормозом и ручным механическим тормозом1. Пневматическая часть тормозной системы (рис. 76) состоит из пяти магистралей: питательной, тормозной, магистрали вспомогательного тормоза, магистрали блокировки тормозов и магистрали блокировки компрессоров.

Магистрали между секциями соединены резиновыми рукавами, а при работе одной секцией перекрываются концевыми крапами. Сжатый воздух для пневматических систем подает компрессор КТ-7, который нагнетает его в четыре главных резервуара, расположенных попарно под рамой тепловоза. На нагнетательной трубе установлены два предохранительных клапана, отрегулированных на давление срабатывания 9,5 и 9,8 кгс/см2. Давление воздуха в резервуарах автоматически поддерживается регулятором усл. № ЗРД.

х Конструкция, ремой г и эксплуатация устройств автоматического тормоза описаны в книгах:

а) Крылов В. И., Клыков Е. В., Я с е и ц е в В. Ф. Автоматические тормоза. Иллюстрированное пособие. М., «Транспорт», 1973;

б) Крылов В. И., Крылов В. В. Автоматические тормоза подвижного состава. М., «Транспорт», 1972;

в) Инструкция по ремонту и испытанию тормозного оборудования локомотивов и моторвагонных поездов ЦТ13. М., «Транспорт», 1964;

г) Инструкция по эксплуатации тормозов подвижного состава железных Дорог ЦВ-ЦТ-ЦНИИ19. М., «Транспорт», 1971.

Из резервуаров воздух поступает в питательную магистраль и далее через кран машиниста 12 и вспомогательного тормоза 10 на все тормозные приборы и аппараты. Приборы, имеющие калиброванные отверстия, подключены через фильтры усл. № Э-114. Краны 10 и 12 к системе подключены через устройство блокировки тормоза 3, исключающее неправильное включение тормозов при смене поста управления.

Для управления автоматическими тормозами поезда применен кран машиниста усл. № 394, имеющий шесть фиксированных положений: I - отпуск и зарядка; II - поездное с автоматической ликвидацией сверхзарядки; III - перекрыша без питания магистрали; IV- перекрыша с питанием тормозной магистрали; V - служебное торможение и VI -экстренное торможение. На кране имеется редуктор, винтом которого можно регулировать величину зарядного давления тормозной магистрали, поддерживаемого краном машиниста при поездном положении, и стабилизатор, регулирующий время ликвидации сверхзарядки. Для работы крана установлен уравнительный резервуар 4.

Прямодействующим тормозом управляют краном вспомогательного тормоза усл. № 254, имеющим отпускное, поездное и четыре тормозных положения. Для автоматического тормоза на тепловозе установлен воздухораспределитель 31 усл. № 270-005-1, в комплект которого входят главная и магистральная части, и камера, от которой идут отводы к тормозной магистрали, к запасному резервуару 29 и к магистрали блокировки тормозов с резервуаром стабильности 30. Резервуар стабильности ликвидирует резкие колебания давления в тормозных цилиндрах при торможении и отпуске краном машиниста.

Для перепуска воздуха из тормозной магистрали в один отключенный резервуар при транспортировке тепловоза в недействующем состоянии установлен разобщительный кран 32 и обратный клапан 22. Чтобы ускорить процесс торможения, в тормозные цилиндры задней тележки воздух подается непосредственно из магистрали через клапан максимального давления 36 типа ЗМД и реле давления 35 усл. № 304-002.

При ведении состава двумя тепловозами тормозные системы их соединяют трубопроводом синхронизации кранов машиниста. Кран машиниста секции ведомого тепловоза, с которой ведется управление, устанавливается в IV положение. Торможение производится управлением с первой секции ведущего тепловоза без вмешательства машиниста ведомого тепловоза.

Контроль за работой тормозной системы ведется визуально по манометрам 7 и 8, а также автоматически - регулятором давления 2 типа АК-П6, который снимает нагрузку с дизель-генератора при понижении давления в тормозной магистрали до 3 кгс/см2 и включает при достижении давления 5 ктс/см2; нневмоэлектрическим датчиком 27 усл. № 418000, контролирующим состояние воздухопровода автоматического тормоза в зависимости от давления в тормозной магистрали записью на скоростемерной ленте давления в тормозной магистрали.

Характеристика тормозной системы

Давление в воздушных резервуарах и питательной магистрали, кгс/см2.............. 7,5-9

Давление в тормозной магистрали, кгс/см2 .... 5,3-5,5

Давление в тормозных цилиндрах, кгс/см2:

а) при торможении вспомогательным тормозом (полное торможение)........... 3,8-4

б) при торможении автоматическим тормозом (полное и экстренное)............ 3,9-4,3

Производительность компрессора при частоте враще-:шя коленчатого вала двигателя 850 об/мин, не менее, .и7мин................... 5,3

Концевые крапы, головкн соединительных рукавов н штуцера к ним окрашены:

а) на тормозной магистрали.......в красный цвет б) на питательной магистрали......в голубой цвет в) на магистрали вспомогательного тормоза в желтый цвет г) на магистрали блокировки тормозов ... в черный цвет д) на трубопроводе синхронизации кранов машиниста . . .......... в зеленый цвет

Компрессор КТ-7. Двухступенчатый, трехцилиндровый с ^-образным расположением цилиндров компрессор КТ-7 (рис. 77) имеет воздушное охлаждение и устройство для перехода на холостой ход.

Корпус 24 литой, чугунный с четырьмя лапами для крепления. Передняя часть корпуса закрыта съемной крышкой 15, в которой установлены один из подшипников 17 коленчатого вала и резиновая манжета 16. К корпусу шпильками прикреплены три оребренных чугунных цилиндра 32 и 4, расположенные в одной вертикальной плоскости под углом 60° друг к другу.

Боковые цилиндры - первой ступени сжатия, средний - второй ступени. Коленчатый вал 23 стальной, штампованый с двумя балансирами вращается на двух шарикоподшипниках № 318, имеет систему каналов для прохода смазки. Для улучшения динамических качеств компрессора на основные балансиры установлены два съемных добавочных балансира 19.

В торец коленчатого вала запрессована втулка 22 с квадратным отверстием для привода масляного насоса.

В узел шатунов 5 (рис. 78) входят один жесткий (главный) и два прицепных шатуна. Главный шатун выполнен из двух частей: шатуна 1 и головки 4, которые неподвижно соединены между собой пальцем 2 и штифтами 3. Прицепные шатуны 5 крепятся к головке пальцами 14, застопоренными винтами 13. В верхние головки шатунов запрессованы бронзовые втулки 6.

Рис. 77. Компрессор КТ-7:

1 - клапанная коробка первой ступени; 2 - клапанная коробка второй ступени; 3 - поршень второй ступени; 4 - цилиндр второй ступени; 5 - узел, їіатунов- 6 - холодильник; 7 - фильтр воздушный; 8 - клапан предохранительный, 9 - кольцо поршневое; 10 - палец; И - рым-болт; 12 - кронштейн вентилятора- 13 - болт натяжной; 14 - вентилятор; 15 - крышка; 16 - манжета; 17 - подшипник; 18 - фильтр сетчатый; 19 - балансир добавочный- 20 - клапан редукционный; 21 - насос масляный; 22 - втулка, 23 - вал коленчатый; 24 - корпус компрессора; 25 - резервуар; 26 - манометр- 27 - маслоуказатель- 28 - пробка заправочная; 29 - люк; 30 - сапун; 31 - поршень первой ступени; 32 - цилиндр первой ступени

Рис. 78. Узел шатунов:

1 - шатун жесткий; 2 - палец; 3, 10 - штифты; 4 - головка; 5 - шатуны прицепные; 6 - втулка; 7 - шпилька; 8 - шайба; 9 - пробка; 11 - вкладыш нижний; 12-вкладыш верхний; 13 - винт стопорный; 14 - палец; 15 - крышка; 16 - набор прокладок

Головка 4 главного шатуна разъемная; крышка 15 крепится четырьмя шпильками 7, гайки которых шплинтуются. В головке установлены с натягом два тонкостенных стальных вкладыша 11 и 12, залитых баббитом. Нижний вкладыш 11 дополнительно стопорится штифтом 10, запрессованным в крышку 15. Между головкой и крышкой имеются прокладки 16 для регулировки степени обжатия вкладышей.

Узел шатунов имеет систему каналов для прохода смазки к верхним головкам-шатунов. Литые поршни 31 я 3 (см. рис. 77) присоединены к верхним головкам шатунов поршневыми пальцами 10 плавающего типа.

На каждом поршне установлены четыре поршневых кольца 9: два верхних - компрессионных, два нижних - маслосъемных. Масло-съемные кольца имеют радиальные пазы для прохода смазки, снятой с зеркала цилиндра. Отводится смазка по отверстиям и каналам в нижней части поршня. К верхним фланцам цилиндров на шпильках крепятся клапанные коробки 1 и 2, по конструкции одинаковые для всех цилиндров.

Внутренняя полость корпуса 1 (рис. 79) разделена на две части: в одной установлен нагнетательный клапан, а в другой - всасывающий. Клапаны самодействующие, пластинчатые, кольцевые. Всасывающий и нагнетательный клапаны аналогичны по своей конструкции. Клапан состоит из седла 16 с кольцевыми окнами, перекрываемыми большой 22 и малой 19 кольцевыми пластинами. Каждая пластина прижата к седлу тремя пружинами 21, установленными в гнездах обойм 20. Пружины ленточные, конические, одинаковые по размерам и жесткости для всасывающих и нагнетательных клапанов.

Рис. 79. Коробка клапанная компрессора:

1 - корпус; 2 - упор; 3 - крышка; 4 - болт упорный; 5 - контргайка; б- болт; 7- контргайка; 8 - диафрагма; 9- грнбок; 10 - поршень; 11 - крышка всасывающего клапана; 12, 14 - пружины; 13 - болт стяжной; 15 - стакан; 16 - седло; 17 - шпилька; 18 - упор; 19 - пластина малая; 20 - обойма; 21 - пружина ленточная; 22 - пластина большая, 23- прокладка; 24 - клапан

Каждая клапанная коробка имеет разгрузочное устройство, которое при поступлении воздуха в полость над диафрагмой 8 упором 18 выключает всасывающий клапан, и компрессор переходит на холостой ход.

Воздух, всасываемый компрессором, очищается в двух воздушных фильтрах 7 (см. рис. 77), установленных на клапанных коробках цилиндров первой ступени. Фильтрующие элементы выполнены из капронового волокна и войлочного чехла или проволочной сетки, смоченных в масле.

После сжатия в цилиндрах первой ступени воздух поступает на охлаждение в трубчатый холодильник 6, который обдувается вентилятором 14 с клиноременным приводом от вала компрессора. Для ограничения давления в холодильнике на патрубке верхнего коллектора установлен предохранительный клапан, отрегулированный на давление 4,5 кгс/см2.

Система смазки компрессора комбинированная: под давлением смазывается шатунная шейка коленчатого вала, пальцы прицепных шатунов и поршневые пальцы; остальные детали смазываются разбрызгиванием. Смазка подается масляным насосом (рис. 80) лопастного типа из картера через сетчатый фильтр, а избыток масла через редукционный клапан 8 сливается в картер компрессора.

Работа системы смазки контролируется манометром 26 (см. рис. 77), перед которым для отключения установлен кран. Для устранения колебаний стрелки манометра имеется воздушный резервуар 25, а в штуцере от масляного насоса к резервуару просверлено калиброванное отверстие диаметром 0,5 мм. Внутренняя полость корпуса сообщается с атмосферой через сапун 30, имеющий клапанный механизм и фильтрующую набивку.

Противопожарные средства тепловоза тепловоза 2ТЭ10В | Тепловоз 2ТЭ10В | Вспомогательное оборудование тепловоза 2ТЭ10В