Дизель 10Д100 тепловоза 2ТЭ10В

/ Тепловоз 2ТЭ10В / Дизель 10Д100 тепловоза 2ТЭ10В

ДИЗЕЛЬ 10Д100

Назначение и работа

Дизель-генератор 10Д100 - силовая (энергетическая) установка тепловоза 2ТЭ10В. Дизель соединен с генератором полужесткой муфтой и смонтирован с ним на одной раме.

Дизель 1 ОД 100 (рис. 7) - двухтактный, вертикальный, десятицилиндровый, двухвальный с противоположно движущимися поршнями, непосредственным впрыском топлива, прямоточной продувкой и водяным охлаждением. В верхней части гильзы цилиндра расположены впускные окна, через которые воздух поступает в цилиндр из продувочного ресивера.

В нижней части гильзы расположены выпускные окна, через которые газы, отработавшие в цилиндре, поступают в выпускной трубопровод. В центральной части гильзы цилиндра диаметрально противоположно расположены две форсунки, которые впрыскивают топливо в камеру сгорания, образуемую поршнями при их сближении.

Рис. 7. Дизель-генератор 10Д100: 1, 17 - валы отбора мощности; 2 - масляный насос; 3 - объединенный регулятор; 4 - выпускной патрубок; 5 - тахометр; 6 - компенсатор; 7 _ турбокомпрессор; 8 - маслоотделитель; 9 - блок; 10 - крышка блока; - трубопровод воздушный; 12 - топливный насос; 13 - форсунка; 14 - верхний шатун- 15 - верхний коленчатый вал; 16 - вертикальная передача; 18 - центробежный нагнетатель второй ступени; 19 - воздухоохладитель; 20 - валоповоротный механизм; 21 - генератор; 22 - муфта привода генератора; 23 - нижний коленчатый вал; 24 - нижний шатун; 25 - рама дизель-генератора; 26 - антивибратор; 27 - привод масляного насоса и регулятора; 28, 29 - смотровые люки; 30 - трубопровод масла; 31 - коренной подшипник верхнего коленчатого вала; 32 - распределительный вал; 33 - поршень верхнего коленчатого вала; 34 - втулка цилиндра; 35 - водяной патрубок; 36 - поршень нижний; 37 - коренной подшипник нижнего коленчатого вала
Рис. 8. Схема работы двухтактного дизеля с противоположно движущимися поршнями:

1 - верхний поршень; 2 - впускные окна; 3 - форсунка; 4 - камера сгорания; 5 - выпускные окна; 6 - нижний поршень

Рис. 9. Круговая диаграмма рабочего цикла

Верхний и нижний коленчатые валы соединены между собой торсионной вертикальной передачей. От нижнего коленчатого вала вращение передается на вал генератора, а также на валы масляного и водяных насосов, объединенного регулятора и механического тахометра. От верхнего коленчатого вала приводятся в действие центробежный нагнетатель и кулачковые валы топливных насосов.

Впускные и выпускные окна открываются и закрываются поршнями при их движении в цилиндре. Нижний коленчатый вал при вращении опережает верхний коленчатый вал на 12°, вследствие чего он передает примерно 70% мощности дизеля. Это опережение обеспечивает также запаздывание закрытия впускных окон относительно выпускных, чем достигается «дозарядка» цилиндра свежим воздухом.

Подачу воздуха в цилиндры дизеля обеспечивает система наддува с охлаждением наддувочного воздуха. Система наддува двухступенчатая: первая ступень - два автономных турбокомпрессора, работающие параллельно; вторая ступень - центробежный нагнетатель с механическим приводом.

Турбокомпрессоры приводятся во вращение энергией выпускных газов. Атмосферный воздух засасывается турбокомпрессорами и подается под давлением по двум воздухопроводам к центробежному нагнетателю. Давление воздуха в центробежном нагнетателе повышается до требуемой величины и через воздухоохладители, расположенные с левой и правой стороны дизеля, воздух поступает в воздушный ресивер и далее в цилиндры дизеля.

Схема работы двухтактного дизеля с противоположно движущимися поршнями и круговая диаграмма его рабочего цикла приведены на рис. 8, 9.

Тележка тепловоза 2ТЭ10В | Тепловоз 2ТЭ10В | Рама дизель-генератора тепловоза 2ТЭ10В