Приложения. Тепловоз 2ТЭ10В

/ Тепловоз 2ТЭ10В / Приложения. Тепловоз 2ТЭ10В

КАРТА СМАЗКИ УЗЛОВ ТЕПЛОВОЗА

ПРИЛОЖЕНИЕ I

Продолжение

Продолжение

Продолжение

П родолжение

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ШЛИФОВАНИЮ КОЛЛЕКТОРОВ ГЕНЕРАТОРОВ ГП-311, ГП-311Б и ГП-311В НЕПОСРЕДСТВЕННО НА ТЕПЛОВОЗЕ (ОТХ 915.001)

Введение

Настоящая инструкция содержит краткий технологический процесс шлифования коллекторов абразивными брусками Р-16 или Р-17Б с помощью специального переносного суппорта (чертеж А04043). В ней излагается последовательность работ по подготовке генератора и суппорта к шлифованию, дается краткое описание суппорта, последовательность работы и изложены основные требования по охране труда и технике безопасности.

Инструкция распространяется для шлифования коллекторов якорей генераторов ГП-311, ГП-311Б, ГП-311В.

Шлифование коллекторов непосредственно на тепловозе производится при наличии на коллекторах дефектов (выработка коллектора, эллипс или местный бой, наличие нагаров на коллекторных пластинах, появление на поверхности коллектора налетов химического происхождения и др.), не превышающих 0,15 мм. Дефекты измеряют при помощи индикатора и других универсальных инструментов. При дефектах, превышающих величину 0,15 мм, коллекторы протачивают.

Подготовка генератора к шлифованию коллектора

До начала шлифования выполните следующие работы.

2.1. Снимите левый (со стороны привода) средний бракет.

2.2. Отсоедините гибкие шины траверсы (соединительные выводы).

2.3. Отпустите фиксирующие болты траверсы.

2.4. Поднимите электрощетки на нижних бракетах, проворачивая траверсу. При этом оставьте с опущенными щетками четыре верхних бракета, необходимых для запуска дизеля.

2.5. Заклейте зазоры между коллекторными петушками в такой последовательности:

а) изготовьте шаблон по рис. 1 из электрокартона ГОСТ 2824-60;

б) разметьте по шаблону и вырежьте 11 -12 сегментов из бумаги телефонной КТ05 ГОСТ 3353-60;

в) протрите от пыли и грязн торец петушков безворсной салфеткой;

г) покройте одну сторону сегментов эмалью холодной сушки ГФ-92-ХС ровным слоем и после пятиминутной выдержки заклейте ими щели между петушками. Заклейте одним слоем сегменты по всей окружности с перекрытием на стыках 10-15 мм;

д) шлифуйте после 7-12 ч естественной сушки.

2.6. Установите траверсу в первоначальное положение (по метке), зафиксируйте ее стопорными болтами и подсоедините гибкие шипы.

2.7. Установите переносный суппорт.

Установка и работа переносного суппорта А04043

Суппорт (рис. '.'.) уготавливается на ребро щнта генератори илитон 1 и крепится к нему двумя болтами 10. \\п Iп>Iи11 и1 чIи11"| каретке 8 устанавливается два абрп Iмни|,|\ |||>у< ка Р-16 или Р-17Б, которые крепятен нищим 7 и прихватом 6. Про-

Рис. 2. Суппорт для шлифования коллекторов абразивными брусками:

1 - установочная плита; 2 - направляющая продольной подачи; 3 - рукоятка; 4 - шестерня; 5 - рейка; 6 - прихват; 7 - винт крепления брусков; 8 - поперечная каретка; 9 - регулировочный винт; 10 - болты регулирования параллельности суппорта; 11 - винт подачи поперечной каретки; 12, 13 - винты регулирования установки суппорта: 14 - винты крепления дольная подача осуществляется по направляющей 2 суппорта при помощи маховичка с рукояткой 3 через шестерню 4 и рейку 5. Поперечная подача каретки 8 осуществляется винтом 11 (с резьбой М14ХІ).

Параллельность суппорта к коллектору регулируется при помощи четырех болтов 10. Винтом 9 регулируется зазор в направляющих суппорта до плавного сто перемещения.

Последовательность работ по шлифованию

Пустите дизель после тщательной проверки выполненных работ и подготовки генератора к шлифованию. Поднимите электрощетки па четырех верхних бракетах после запуска дизеля и отсоедините одну шину (соединительный вывод), расположенную у левого среднего бракета, и приступите к шлифованию.

Шлифуйте коллектор до получения необходимой чистоты его поверхности.

Тщательно продуйте генератор чистым сухим сжатым воздухом давлением не более 2 кгс/см2 после окончания шлифования. Снимите фаски на коллекторных пластинах (при снятии фасок якорь проворачивайте вручную с помощью червячной пары на муфте привода генератора). Продуйте генератор повторно и снимите наклеенные на петушки сегменты из телефонной бумаги, а места наклейки зачистите и промойте бензином Б-70.

Восстановите после этого генератор в первоначальное положение. Для получения на рабочей поверхности коллектора политуры нагрузите генератор на реостате током 2200-2300 А в течение не менее 7 ч. После притирки электрощеток произведите продувку коллектора.

Режимы шлифования

Рекомендуемыми режимами шлифования являются: частота вращения коллектора - 400 об/мин (1-я позиция); продольная подача брусков (ручная) - 1500-2000 мм/мин; скорость шлифования - 18 м/с.

Меры безопасности при шлифовании коллектора

6.1. Шлифование коллектора производится лицами, специально для этого обученными и проинструктированными с записью в журнале инструктажа.

6.2. Отключите надежно от напряжения генератор, коллектор которого подлежит шлифованию. Проверьте наличие ограждения на всех вращающихся частях.

6.3. Применяйте гетинаксовую прокладку при закреплении в суппорте абразивных брусков. Чрезмерное усилие при зажиме брусков недопустимо из-за возможности образования трещин на брусках.

Осмотрите тщательно бруски после их закрепления, убедитесь в отсутствии на них трещин. Дефектным бруском производить работу запрещается.

6.4. Приведите в порядок одежду, наденьте защитные очки и респиратор РПП57. Запрещается работать в одежде, при пользовании которой возможны случаи захвата ее вращающимися деталями или узлами машины.

6.5. Удалите от генератора посторонних людей перед началом шлифования.

6.6. Шлифуйте коллектор только в.присутствии мастера и дежурного у пульта управления тепловозом.

6.7. Приступайте к шлифованию коллектора только по разрешению мастера.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 НАСТРОЙКА КОММУТАЦИИ ТЯГОВЫХ ГЕНЕРАТОРОВ

После ремонта, а также в тех случаях, когда имеется значительный подгар (эрозия) коллекторных пластин в процессе его эксплуатации, необходимо произвести настройку коммутации тягового генератора. Зона безыскровой коммутации генератора настраивается так, чтобы в пределах рабочих характеристик степень искрения не превышала 1 балла. Политура коллектора при этом должна быть чистая, равномерная от светло- до темно-коричневой окраски.

Перед настройкой зоны коммутации генератор необходимо привести в соответствие с требованиями технической документации. Коллектор должен быть прошлифован, продорожен, кромки коллекторных пластин притуплены шабером, тщательно продут сжатым воздухом. Биение коллектора не должно превышать 0,06 мм, при этом местное биение коллектора недопустимо.

Порядок подготовки генератора к испытаниям и порядок снятия зоны коммутации

(На испытательном стенде или тепловозе)

1.1. Проверьте сопротивление изоляции цепей мегомметром.

1.2. Проверьте правильность установки щеток, как указано ниже.

1.3. Проверьте, что щетки имеют 100-процентное прилегание к поверхности коллектора. В противном случае притрите их, как указано ниже.

1.4. Выставьте щетки в практически нейтральные положения и затем сдвиньте траверсу по направлению вращения на 2 мм по коллектору, закрепите траверсу в этом положении.

1.5. Поднимите частоту вращения генератора до номинальной и проверьте вибрацию генератора, которая не должна превышать установленных норм.

Рис. 1. Схема для снятия зоны наилучшей коммутации генератора:

АН - автомат нагрузки: Ш1 - шунт на 750А, 75мВ; Ш2 - шунт на 150А, 75мВ; т\/и ш1Л> - милливольтметры на 75 мВ; ЦП - добавочные полюсы; ИГ - испытуемый генератор; /<н - нагрузочный реостат; /?в - реостат регулировки возбуждения

Рис. 2. Типовая зона безыскровой коммутации генератора ГП311 Б. Точка А должна быть расположена в плюсовой зоне с ординатой от 0,7 до 1,5%

1.6. Проверьте работу генератора при номинальной частоте вращения и напряжении 700 В в течение 5 мин, после чего генератор для образования полит-ры и нагрева поставьте под нагрузку 2000А. После 2 ч работы генератора при этой нагрузке доведите ее до номинального значения 4320А. Под нагрузкой генератор должен проработать не менее 4 ч.

1.7. Остановите генератор и проверьте положение нейтрали, если отклонение стрелки прибора осталось на рекомендуемом уровне, траверсу закрепите окончательно.

1.8. Подготовьте схему для снятия зоны наилучшей коммутации, для чего от постороннего источника постоянного тока к выводам добавочных полюсов подведите напряжение. Установите в цепи шунт на 150А с прибором и переключателем, позволяющим изменять направление тока, подводимого к обмотке добавочных полюсов. Схема и необходимое оборудование для снятия безыскровой коммутации приведены на рис. 1.

1.9. Снимите зону безыскровой коммутации в следующем порядке:

1.9.1. Установите ток нагрузки 4320А, напряжение по внешней характеристике, частоту вращения 850 об/мин. Визуально проверьте наличие искрения по сбегающему краю щеток.

1.9.2. Включите переключатель при минимальном токе генератора подпитки Г.

1.9.3. Увеличьте ток возбуждения генератора подпитки Г реостатом RB до величины, чтобы появилось искрение под сбегающим краем щеток генератора ИГ. Уменьшите ток подпитки до исчезновения искрения. Это значение тока занесите в таблицу замеров.

Примечание. Если сразу же при увеличении тока подпитки искрение под сбегающим краем щеток усиливается, то уменьшите ток до нуля и измените направление тока.

1.9.4. Уменьшите ток подпитки до нуля, измените направление тока переключателем и повторите работу по предыдущему пункту.

1.9.5. Определите знак тока подпитки по изменению тока нагрузки, если при увеличении тока подпитки ток нагрузки увеличивается, то в таблицу замеров занесите «-)-/», если уменьшается, то «-/».

1.9.6. Установите нагрузку 5000А, затем 2230А, напряжение по внешней характеристике, также определите границу безыскровой работы генератора.

1.9.7. Пересчитайте значения токов подпитки всех точек в процентах от номинального тока (4320А) и постройте зону безыскровой работы генератор, как показано на рис. 2.

Характерные случаи нарушения нормальной работы узла токосъема

Продолжение

Продолжение

Продолжение

Рекомендации по методам проверки неисправностей генератора

Рис. 3. Схема проверки нейтрали щеток:

ИГ - испытуемый генератор; mV - милливольтметр или гальванометр; Л - амперметр на 15А; Р - выключатель; U - источник постоянного тока 12В, 15А

3.1. Проведите проверку нейтрали.

3.1.1. Подключите гальванометр или милливольтметр к двум разнополяр-ньш щеткам.

3.1-2. Єоберпте схемы для проверки нейтрали согласно рис. 3.

3.1.3. Проверьте положение нейтрали для четырех положений якоря; найдите положение щеток, при котором имеется минимальный отброс стрелки прибора, и сдвиньте относительно этого положения траверсу на 2 мм по вращению.

3.2. Проверьте расстановку щеток по окружности коллектора.

3.2.1. Проложите по окружности коллектора бумагу (длиной 3 м, шириной 300 мм), прижав ее к поверхности щетками крайних бракетов.

3.2.2. Опустите щетки несколько раз на коллектор для получения отпечатков. Для получения лучших отпечатков под щетки проложите копировальную бумагу.

3.2.3. Пронумеруйте отпечатки в соответствии с нумерацией бракетов.

3.2.4. Замерьте линейкой расстояние между отпечатками по сбегающим краям щеток. Разница в замерах не должна превышать 1 мм.

3.3. Притрите щетки к поверхности коллектора.

3.3.1. Снимите дефектные щетки (изношенные, со сколами, с цветами побежалости токоведущих проводов и т. д.).

3.3.2. Подложите под два бракета шкурку шлифовальную кремниевую на полотне зернистостью 12, ГОСТ 500-68. Опустите щетки, которые нужно притереть; щетки, не требующие притирки, поднимите.

3.3.3. Протяните несколько раз шкурку под щетками. При протягивании шкурку прижимайте к поверхности коллектора (рис. 4). Поднимите щетки и вытяните шкурку.

3.3.4. Проверните траверсу и таким же образом притрите следующие два бракета и т. д.

3.3.5. Продуйте тщательно коллектор сухим сжатым воздухом. Протрите изоляторы салфеткой, смоченной в авиабензине Б-70.

3.3.6. Проверьте сопротивление изоляции обмоток. Если оно соответствует нормам, генератор ставьте под нагрузку.

3.4. Проверьте качество пайки обмотки якоря.

3.4.1. Соберите схему для проверки пайки согласно рис. 5.

3.4.2. Подайте напряжение от постороннего источника постоянного тока на две любые пластины по шагу 1-3. 1 = 50 -г- 100 А, и = 63. На этих же пластинах замерьте падение напряжения.

3.4.3. Замерьте таким же образом падение напряжения на пластинах

1 -^- (1-94). При удовлетворительной пайке отличие по сопротивлению не должно превышать 3-5%.

Рис. 4. Притирка щеток к поверхности коллектора: 1 - пластины коллектора; 2 -щетка; 3 - шлифовальная шкурка
Рис. 5. Схема проверки пайки обмотки якоря:

пУи пх\\ - милливольтметры 75 мВ; Ш -

шунт 150А, 75МВ; - дополнительный резистор; и - источник постоянного тока, 68. 100А

3.4.4. При разности величин сопротивлений более 10% якорь передайте на перепайку.

Замерьте эллипс коллектора.

3.5.1. Установите с помощью приспособления ножку индикатора 4-10 на тело щетки по оси.

3.5.2. Проверните якорь валоповоротным механизмом на 360° и проверьте отклонение стрелки индикатора, оно должно быть плавным и не более 0,06 мм.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

МАРКИРОВКА И ПЛОМБИРОВАНИЕ

Маркировка

Таблица 1

Продолжение

Продолжение

Продолжение

Для узлов и деталей дизеля принята следующая система маркировки: каждому дизелю присвоен свой номер, состоящий из цифровых и буквенных значений, например: 25 «х», 441 «ЗД», 500 «ОР» и т. д.;

каждой из таких повторяющихся деталей, как цилиндры, подшипники коленчатых валов, подшипники валов топливных насосов и т. д., присвоен свой номер. Эти номера начинаются с первого. Начало нумерации принято со стороны отсека управления;

детали верхнего коленчатого вала маркируются буквой В (верхний); детали нижнего коленчатого вала маркируются буквой Н (нижний);

детали правой стороны дизеля маркируются буквой П; детали левой стороны - буквой Л;

верхние половинки узлов маркируются буквой Г (гора); нижние половинки - буквой Д (дно).

Таким образом, полное маркирование для определения положения детали будет состоять из указанных выше пяти разрядов букв и номеров. Эти буквы и цифры располагаются в той последовательности, в какой они указаны выше. Например, маркировка А1 на цилиндровой гильзе означает, что она принадлежит к дизелю А и к цилиндру № 1 (первому со стороны управления).

Маркировка А6 ВГ на вкладыше коренного подшипника означает, что он относится к дизелю А, к шестому (со стороны отсека управления) коренному подшипнику, верхнему коленчатому валу и является верхним вкладышем.

Маркировка А4ПД на половинке подшипника кулачкового вала означает, что она принадлежит к дизелю А, к четвертому подшипнику, находится на правой стороне и является нижней половинкой подшипника.

Таблица 2

Детали дизеля, имеющие маркировку

Таблица З

Спаренные детали, заменяемые только комплектно

Электроооборудование

Все не вошедшие в перечень электрические машины и аппараты имеют маркировку в виде табличек, устанавливаемых заводом-изготовителем. Маркировка кабелей и проводов (согласно нумерации на схемах) нанесена соответственно на хомутиках и полихлорвиниловых бирках.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПЕРЕЧЕНЬ ИНСТРУМЕНТА, ПОСУДЫ И ПРИНАДЛЕЖНОСТЕЙ

Продолжение

Продолжение

Продолжение

Продолжение

Расконцервация тепловоза 2ТЭ10В | Тепловоз 2ТЭ10В |