Разборка и сборка узлов дизеля тепловоза 2ТЭ10В

Разборка и сборка узлов дизеля

Общие положения. Снятие с дизеля отдельных узлов деталей, а также их разборку производите при строгом соблюдении соответствующих технических требований. При разборке и сборке пользуйтесь исправным стандартным и специальным слесарным и измерительным инструментом и приспособлениями. Перед снятием детали проверьте наличие заводских меток, гарантирующих правильную установку детали во время сборки. Маркируйте детали и узлы, устанавливаемые взамен забракованных.

После разборки детали и узлы тщательно очистите от коррозии, нагара, грязи и масла, промойте и просушите их. Разборку, ремонт и сборку топливной аппаратуры, объединенного регулятора производите в специально оборудованном помещении. Детали и узлы, снятые с дизеля, тщательно осмотрите и проверьте для определения их состояния. Результаты проверок и обмеров записывайте в ремонтную ведомость.

Соединение сопрягаемых деталей отдельных узлов, имеющих подвижные посадки, производите свободно, без заеданий, а имеющих неподвижные посадки — с приложением усилия, которое установлено для данного вида посадки. Зазоры в соединениях сопрягаемых деталей выдерживайте в соответствии с допускаемыми нормами.

Перед общей разборкой дизеля в объеме, предусмотренном М4, проверьте: угол развала коленчатых валов; зазоры на «масло» по коренным подшипникам нижнего коленчатого вала; линейное сжатие по всем цилиндрам.

Демонтаж вкладышей коренных подшипников нижнего коленчатого вала. Снимите боковые крышки блока. Отверните специальным ключом гайки болтов крепления крышек подшипников, снимите болты, наверните гайки на соответствующие болты и уложите их на стеллаж.

Снимите крышку подшипника вместе с нижним вкладышем. Выньте из постели верхний вкладыш, для чего вставьте соответствующий штифт для опорного или упорного подшипника в сверление шейки коленчатого вала (рис. 141) и, провертывая вал, «выведите» вкладыш. Выемку вкладышей коренных подшипников производите одновременно не более чем на шести не смежных между собой опорах.

Демонтаж вкладышей коренных подшипников верхнего коленчатого вала. Снимите верхнюю крышку блока. Заложите ломик в отверстие на верхнем конце шпильки верхнего коренного подшипника для предупреждения проворачивания шпильки, после чего отверните верхние гайки специальным ключом.

Снимите крышку подшипника вместе с верхним вкладышем и выведите из постели нижний вкладыш так, как это указано для нижнего коленчатого вала.

Установка вкладышей. Протрите постель вкладыша. Смажьте шейку вала тонким слоем дизельного масла. Установите штифт в отверстие шейки вала. Проверните вал в положение, при котором головка штифта скроется в зазор между постелью вкладыша и шейкой вала.

Протяните под шейкой нижнего вала или над шейкой верхнего вала хлопчатобумажный трос, закрепив его концы так, чтобы, натягивая трог, можно было прижать вкладыш к шейке вала.

Проверьте соответствие вкладыша его клейму, обозначающему место установки. Смажьте вкладыш тонким слоем дизельного масла по внутренней поверхности. Приложите вкладыш к шейке вала и прижмите тросом. Проворачивая вал, заведите вкладыш в постель блока.

2te10v_202

Снимите трос и выньте штифт. Установите крышку подшипника вместе с вкладышем в соответствии с клеймами. Установите болты (для нижнего вала) или шпильки (для верхнего вала) крепления коренных подшипников.

Внимание!

Болты, шпильки и гайки крепления крышек коренных подшипников невзаимозаменяемы. Поэтому они должны устанавливаться только на свои места согласно клеймам.

Затяните гайки крепления коренных подшипников:

а) затяжка без замены шпилек. Смажьте резьбу касторовым маслом. Заверните гайки до упора ключом с длиной рукоятки 250-300 мм. Затяните гайки окончательно в 3 -4 приема, производя затяжку поочередно для обеих гаек подшипника. Гайки затягивайте до совпадения меток, нанесенных керном на торцах гаек, шпилек и болтов. Если какая-либо гайка затянута больше, чем это предусмотрено кернением, отверните обе гайки и вновь их затяните до совпадения меток. Зашплинтуйте гайки, шплинты должны сидеть плотно, без качки;

б) затяжка при замене шпилек или болтов. На подшипнике замените обе шпильки (или болта) комплектно с гайками. Установите крышку на блок без вкладышей. Смажьте резьбу касторовым маслом. Заверните гайки до упора ключом с длиной рукоятки 250-300 мм.

На шпильках верхних опор предварительно (до затяжки верхних гаек) заверните нижние гайки, зашплинтуйте их, накерните совпадающие метки на торцах гаек и шпилек, заложите в отверстие на верхнем конце шпильки ломик, фиксирующий шпильку от проворачивания при затяжке верхних гаек.

Убедитесь в отсутствии зазора между торцами постели блока с крышкой. Пластинка щупа толщиной 0,03 мм не должна заходить. Отпустите гайки, затем затяните их ключом с длиной рукоятки 100 мм. Убедитесь в отсутствии зазора между торцами гаек и опорными поверхностями для нижних гаек верхних опор и между торцами головок болтов и опорными поверхностями крышек (для нижних опор). Пластинка щупа толщиной 0,03 мм не должна заходить.

Проверьте прилегание по краске торцов гаек к опорным поверхностям (для верхних гаек верхних опор и гаек нижних опор). Оно должно быть непрерывным по окружности шириной не менее 5 мм. Допускается не более двух разрывов по 5 мм длиной каждый.

Затяните все гайки до упора, принимая за упор резкое изменение усилия одного человека при затяжке гаек ключом с длиной рукоятки 250-300 мм. Нанесите карандашом совпадающие метки на торцах гаек и болтов нижних опор или на верхних гайках и шпильках верхних опор. Затяните гайки в 3-4 приема на 2±114 грани от упора (крутящий момент затяжки 82 — 104 кгс/м), затягивая поочередно обе шпильки (или болты) специальным ключом. Отпустите гайки, снимите карандашные метки и повторите затяжку, как указано в трех предыдущих пунктах.

Внимание!

Во всех случаях при затяжке гаек верхних опор удерживать за нижнюю гайку от проворота запрещается.

Вставьте шплинты. При несовпадении отверстия под шплинт гайку доверните (но не отпускайте). Нанесите совпадающие метки керном на торцах шпилек (или болтов) и гаек. Отверните гайки и нанесите клейма на гайках, болтах или шпильках в соответствии с клеймом на замененных деталях.

Установите вкладыш и затяните гайки (см. «Затяжка гаек крепления коренных подшипников»). Если при переборке подчищали опорные поверхности гаек, болтов или крышек подшипников (в местах опоры гаек), то снимите на гайках, шпильках или болтах старые места (кернение) и произведите затяжку гаек в таком же порядке, как для вновь устанавливаемых шпилек или болтов.

На стыковых поверхностях зажатых в постелях вкладышей, а также между вкладышами и постелью пластинка щупа толщиной 0,03 мм не должна заходить. В случае установки новых крышечных вкладышей проверьте прилегание опорных поверхностей вкладышей по краске (равномерно не менее 70% поверхности).

Суммарный диаметральный зазор на масло должен быть в пределах, указанных в таблице зазоров. Зазоры между вкладышами и шейками валов на расстоянии 12 мм от стыков вкладышей должны быть 0,12-0,25 мм. Допускается подшабровка баббитовой поверхности вкладышей на участках длиной до 50 мм от плоскости разъема.

В нижней части между крышечными вкладышами и шейками 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7-й опор нижнего коленчатого вала щуп 0,05 мм не должен заходить на глубину более 10 мм. Для подшипников 8, 9, 10 и 11-й опор нижнего коленчатого вала при подсоединенном генераторе в нижней части между шейками вала и вкладышами допускается зазор. При переукладке нижнего коленчатого вала обязательно отсоедините генератор. В этом случае щуп толщиной 0,05 мм не должен заходить под шейки 8, 9, 10 и 11-й коренных опор.

Для любых опор верхнего коленчатого вала разность величин зазоров между шейкой вала и крышечным вкладышем по сравнению с соседними опорами не должна превышать 0,1 мм. Осевой зазор коленчатого вала (в упорном подшипнике) должен соответствовать таблице зазоров.

При замене вкладыша 12-й опоры нижнего коленчатого вала проверьте центровку генератора с дизелем. Во всех случаях замены единичных вкладышей нижнего коленчатого вала отсоединение генератора от дизеля не требуется.

Демонтаж шатунных вкладышей верхнего коленчатого вала. Снимите верхнюю крышку блока. Установите соответствующий кривошип во внешнюю мертвую точку, укрепите на шатуне трос. Удерживая шатун тросом, отверните гайки шатунных болтов специальным ключом, снимите крышку шатуна вместе с вкладышем. Удалите шатунные болты и, навернув на них гайки, уложите на стеллаже. Снимите вкладыш с крышки.

Установите на верхнем торце гильзы цилиндров специальную опору и опустите шатун с поршнем в цилиндр до упора торца головки шатуна в опору. Снимите вкладыш, установленный в шатуне.

Демонтаж шатунных вкладышей нижнего коленчатого вала. Снимите боковые крышки блока. Установите соответствующий кривошип во внутреннюю мертвую точку. Отверните гайки шатунных болтов и снимите крышку шатуна вместе с вкладышем. Шатунные болты удалите и, навернув гайки, уложите на стеллаже, снимите вкладыш с крышки.

Установите в болтовых отверстиях головки шатуна специальные крюки, к которым присоедините тросы двух специальных лебедок, установленных на блоке (рис. 142). Удерживая шатун с поршнем на тросах, проверните коленчатый вал так, чтобы шатунная шейка вышла из сочленения с шатуном. Снимите вкладыш, установленный в шатуне.

Сборка шатунного подшипника. Установите крышечный вкладыш в крышку шатуна, проверив по клеймению его принадлежность данной крышке, смажьте вкладыш дизельным маслом. Вкладыш шатуна точно так же установите в ложе шатуна. Сочлените с соответствующей шатунной шейкой коленчатого вала шатун (в ложе которого установлен вкладыш) и, проверив по клеймению принадлежность крышки данному шатуну, опустите на шейку вала крышку шатуна.

Подберите по клеймам шатунные болты и гайки, соответствующие данному шатуну, и заведите их в соответствующие отверстия шатуна и крышки, наверните гайки на болты.

Проверьте продольное смещение шатунных вкладышей по стыку, которое должно быть не более 0,5 мм. При необходимости исправьте продольное смещение вкладышей легкими ударами деревянной рукоятки молотка по торцу вкладыша шатуна. Затяните гайки шатунных болтов.

Внимание!

Вкладыши шатуна и крышки шатуна не одинаковы по конструкции. Установка крышечного шатунного вкладыша в ложе шатуна и, наоборот, установка шатунного рабочего вкладыша в крышку запрещаются.

В случае замены шатунных вкладышей снимите с вкладыша слой консервационной смазки и осмотрите его; если по результатам проверки вкладыш годен к установке на данный шатун, нанесите на него клейма.

При затяжке гаек шатунных болтов: смажьте резьбу касторовым маслом; заверните гайки до упора ключом с длиной рукоятки 250- 300 мм; затяните гайки в шесть — восемь приемов на 1,5-2 грани, поочередно для обеих гаек по 114 грани за прием до совпадения меток (рисок) на гранях гаек с метками на шатуне; зашплинтуйте гайки, шплинты должны сидеть плотно, без качки; если какая-либо гайка будет затянута больше, чем это предусмотрено метками, отверните обе гайки и вновь затяните их до совпадения меток.

При затяжке гаек в случае замены шатунных болтов:

а) смажьте резьбу шатунных болтов и их гаек касторовым маслом;

б) соберите шатун с крышкой без вкладышей, вставьте болты и наверните на них вручную гайки;

в) заверните гайки до упора ключом с длиной рукоятки 250- 300 мм;

г) убедитесь в отсутствии зазора в стыке крышки с шатуном, щуп толщиной 0,03 мм не должен заходить;

д) нанесите карандашом совпадающие метки на гранях гаек и боковой поверхности шатуна либо крышки;

е) затяните гайки в шесть — восемь приемов на 1,5-2 грани от упора, производя затяжку поочередно для обеих гаек по 114 грани за прием специальным ключом;

ж) вставьте шплинты. При несовпадении отверстия под шплинт гайку доверните (но не отпускайте);

з) нанесите совпадающие метки (риски) на гранях гаек и боковых поверхностях шатуна либо крышки;

и) отверните гайки, разберите шатун и нанесите клейма на гайках и болтах согласно клеймению на замененных деталях;

к) соберите шатун с вкладышами и затяните гайки, как и при затяжке гаек шатунных болтов;

л) если при переборке подчищали опорные поверхности гаек или шатунов, снимите на гайках или шатуне старые метки и затяните гайки в таком же порядке, как для вновь устанавливаемых болтов.

Выемка нижнего поршня с шатуном. Снимите крышки боковых люков блока. Снимите сетки картера. Проверните нижний коленчатый вал так, чтобы соответствующий поршень был установлен во внутреннюю мертвую точку.

Отверните гайки шатунных болтов и снимите крышку шатуна вместе с вкладышем. Снимите шатунные болты, наверните на них гайки,, уложите на стеллаж. Установите в болтовых отверстиях головки шатуна специальные крюки. Установите на блоке две специальные лебедки и присоедините тросы лебедок к крюкам (рис. 142). Натяните тросы лебедками.

Проверните коленчатый вал так, чтобы соответствующий кривошип был установлен под углом 30° к горизонтали. Защитите шатунную шейку кожаным или брезентовым чехлом. Установите опорные брусья с каждой стороны шатуна между щеками кривошипа. Отпускайте трос со стороны, противоположной направлению вращения. Снимите вкладыш шатуна. Опустите поршень на опорные брусья. Ослабьте и снимите тросы и крюки. Переместите поршень с шатуном по опорным брусьям к люку и выньте из блока.

Выемка верхнего поршня с шатуном. При демонтированном верхнем коленчатом вале поршень с шатуном выньте с помощью троса, закрепленного на шатуне.

Без демонтажа верхнего коленчатого вала для выемки верхнего поршня с шатуном произведите выемку нижнего поршня, для чего: снимите верхнюю крышку блока и соответствующую крышку воздушного ресивера (рис. 143); поставьте соответствующий поршень в наружную мертвую точку; укрепите на шатуне трос; отверните гайки шатунных болтов и снимите крышку шатуна вместе с вкладышем; снимите шатунные болты, наверните гайки и уложите на стеллаж; опустите шатун с поршнем в цилиндр на специальную опору; проверните коленчатый вал так, чтобы соответствующий кривошип был установлен в горизонтальном

2te10v_203 Выемка нижнего поршня тепловоза 2ТЭ10В

Рис. 142. Выемка нижнего поршня:

1 — шатун; 2-крюк; 3 — трос; 4 — шатунная шейка коленчатого вала; 5 — поршень; 6 — хомут для заводки поршневых колец; 7 — лебедка; 8 — трос; 9 — опорный брус

Рис. 143. Выемка верхнего поршня:

1 — опорный брус; 2 — подъемная скоба; 3 — трос; 4 — опорный стержень; 5 — шатун; 6 — опора для упора верхнего шатуна; 7 — поршень; 8 — хомут для заводки поршневых колец положении; поднимите шатун с поршнем и вставьте во впускное окно гильзы цилиндра опорный стержень; снимите вкладыш шатуна; отверните гайки крепления вставки поршня, снимите шатун со вставкой.

Регулировочные прокладки для каждого поршня свяжите вместе и уложите на стеллаж, прикрепив бирку с указанием принадлежности данному поршню. Установите на шпильках поршня специальную скобу и закрепите на ней трос. Подложите под цилиндром брезент. Проверните нижний коленчатый вал так, чтобы соответствующий кривошип был установлен под углом 30° к горизонту.

Установите опорные брусья, как и при выемке нижнего поршня. Выньте опорный стержень и опустите поршень через цилиндровую гильзу на опорные брусья. Передвиньте поршень к люку и выньте его из блока. Снимите скобу с поршня.

Если необходимо вынуть более пяти верхних поршней, демонтируйте верхний коленчатый вал. Шатуны выньте в сборе с поршнями.

Разборка поршней и шатунов. Снимите поршневые кольца, пользуясь приспособлением. Кольца снимайте поочередно, начиная с первого компрессионного (считая от головки поршня), и уложите их в таком же порядке на специальные стеллажи для каждого поршня в отдельности. На стеллажах должны быть бирки с указанием номера поршня.

Снимите шплинты и отогните стопорящие усики замковых шайб на гайках крепления вставки поршня. Отверните и снимите гайки крепления вставки поршня. Отсоедините поршень от шатуна со вставкой, после чего наверните гайки на шпильки. Выньте из поршня регулировочные прокладки и, связав их вместе проволокой, прикрепите к ним бирку с номером, соответствующим данному поршню.

Вытолкните поршневой палец из отверстий вставки и расчлените вставку и шатун. Поршневой палец положите аккуратно на стеллаж. Снимите ползушку и пружину и прикрепите к ним бирку с номером поршня. Снимите шатунные вкладыши из крышки и из шатуна.

Сборка шатунов и поршней. Установите шатун вертикально в тисках или другом подобном приспособлении, смажьте дизельным маслом сферическую поверхность на верхней головке шатуна и установите на нее ползушку, а на ползушку пружину.

Наденьте на верхнюю головку шатуна вставку поршня, при этом клеймение (индекс дизеля и номер цилиндра) на шатуне должно располагаться справа под 90° по отношению к такому же клеймению на вставке (клеймо на вставке при этом должно быть впереди).

Вставьте в отверстия вставки и верхней головки шатуна поршневой палец, при этом клеймение на пальце (на фаске отверстия) должно быть со стороны клеймения на вставке.

Установите на торец вставки пакет регулировочных прокладок так, чтобы пазы для прохода шпилек поршня в прокладках совпадали с отверстиями под шпильки во вставке. Опустите на вставку поршень так, чтобы шпильки вошли в соответствующие отверстия вставки, и наверните на шпильки гайки.

Затяните гайки крепления вставки в такой последовательности:

а) заверните все четыре гайки до упора. За упор принимайте резкое изменение усилия одного человека на ключе с длиной рукоятки 200 мм;

б) заверните окончательно все гайки в четыре — шесть приемов (1-1,5 грани) и по х1’4 грани за прием. Затягивайте (а также устанавливайте до упора) только диаметрально расположенные гайки, при этом поочередно затягивайте каждую гайку на один прием 114 грани).

Зашплинтуйте гайки и загните стопорящие усики замковых шайб. Смажьте канавки поршня дизельным маслом и с помощью специального приспособления установите поршневые кольца в канавки.

Поршневые кольца на поршень устанавливайте непосредственно перед установкой поршня с шатуном на дизель. При замене поршня, вставки или шатуна обеспечьте длину шатуна в сборе с поршнем, которая должна соответствовать указанной в формуляре для данного шатуна с отклонением не более ±0,05 мм.

При замене ползушки притрите ее к сферической поверхности верхней головки шатуна.

Установка верхнего поршня с шатуном. При демонтированном верхнем коленчатом вале: установите на поршне приспособление для установки поршня с поршневыми кольцами в цилиндр; укрепите на шатуне трос и заведите поршень в цилиндр.

При этом клеймение на поршне должно быть расположено со стороны управления, а клеймо на шатуне с правой стороны, если смотреть со стороны генератора. Удерживая шатун с поршнем на тросе, установите на верхнем торце гильзы специальную опору. Опустите поршень в цилиндр, при этом нижняя головка шатуна ложится на опору.

При установленном верхнем коленчатом вале: очистите скребками камеру сгорания от нагара; установите на поршне, собранном с компрессионными кольцами, специальную скобу (см. рис. 143); пропустите через цилиндр трос, выведите его через люк блока и закрепите на скобе; проверните нижний коленчатый вал так, чтобы соответствующий кривошип был установлен под углом 30° к горизонту; установите опорные брусья между щеками кривошипа; установите на поршне приспособление для заводки поршневых колец и передвиньте поршень по опорным брусьям непосредственно под цилиндр.

Заведите поршень в цилиндр и поднимите его тросом так, чтобы три верхние канавки маслосъемных колец вышли из верхней части гильзы цилиндра. Установите маслосъемные кольца.

Вставьте во впускное окно гильзы цилиндра опорный стержень, опустите на него поршень и снимите скобу. Установите соответствующий кривошип коленчатого вала в горизонтальное положение. Установите вставку в сборе с шатуном и поршневым пальцем и затяните гайки крепления вставки. При этом поршень и вставка должны быть расположены в цилиндре так, чтобы клейма на поршне и вставке были со стороны управления, а клеймо на шатуне с правой стороны, если смотреть со стороны генератора.

Установите шатунный вкладыш. Укрепите на шатуне трос, выньте опорный стержень из впускного окна и, удерживая шатун тросом, опустите поршень с шатуном в цилиндр.

Проверните верхний коленчатый вал так, чтобы соответствующий кривошип был установлен во внешнюю мертвую точку. Поднимите шатун до упора в шатунную шейку. Установите крышку с вкладышем на шатун, вставьте шатунные болты и заверните их.

Установка нижнего поршня с шатуном. Установите на блоке лебедки (см. рис. 142). Проверните нижний коленчатый вал так, чтобы соответствующий кривошип был установлен под углом 30° к горизонту. Защитите шатунную шейку кожаным или брезентовым чехлом. Установите опорные брусья между щеками кривошипа.

Вставьте через люк шатун в сборе с поршнем и установите его на опорные брусья. При этом клеймо индекса дизеля и номера цилиндра на поршне должны быть расположены со стороны управления и по правой стороне дизеля, а клеймо индекса дизеля, номера цилиндра на шатуне — с правой стороны дизеля, если смотреть со стороны генератора.

Установите на поршне приспособление для заводки поршневых колец и передвиньте поршень по опорным брусьям непосредственно под цилиндр. Вставьте в болтовые отверстия головки шатуна крюки и присоедините к ним тросы лебедок. Натягивая тросы лебедок, заведите поршень в цилиндр. Установите в шатун вкладыш.

Снимите с шейки вала чехол и поверните вал в положение, при котором шатун может быть опущен на шейку. Опустите шатун на шейку. Ослабьте и снимите тросы. Снимите крюки и приспособление для заводки поршневых колец. Установите крышку с вкладышем на шатун и заверните гайки шатунных болтов. После установки поршней проверьте обжимом свинцовой палочки величину линейного сжатия (см. с. 292).

Внимание!

Неправильная установка поршней и шатунов приведет к задирам гильз.

Выемка верхнего коленчатого вала. Снимите трубы вентиляции картера, а затем верхнюю крышку блока вместе с маслоотделителями, отсоединив предварительно через верхний люк затворы маслоотделителей (во избежание их повреждения). Отсоедините торсионный вал привода центробежного нагнетателя, выведите его из коленчатого вала.

Отсоедините от коленчатого вала верхние шатуны, для чего поочередно, установив определенный кривошип во внешнюю мертвую точку, укрепите на соответствующем шатуне трос, связанный с краном, и, удерживая шатун тросом, отверните гайки шатунных болтов и снимите крышку шатуна вместе с вкладышем. Выведите шатунные болты из отверстий в головке шатуна и, навернув на них гайки, уложите на стеллаже.

Установите на верхнем торце гильзы цилиндров специальную опору, опустите шатун с поршнем до упора торца головки шатуна на эту опору. Снимите трубки подвода масла к коренным подшипникам, оберните концы трубок бумагой и обвяжите. Снимите крышки коренных подшипников, для чего, заложив ломик в отверстие на нижнем конце шпильки верхнего коренного подшипника (для предупреждения проворачивания шпильки), отверните специальным ключом верхние гайки этих шпилек.

Выведите из ложа упорный коренной вкладыш, для чего, вставив в отверстие в 11-й шейке вала специальное приспособление, проверните вал (ем. рис. 141).

Укрепите на 5-й и 9-й шатунных шейках пеньковый трос и поднимите коленчатый вал за трос краном (грузоподъемность не менее 1,5 т). Уложите коленчатый вал на деревянные козлы четырьмя (3, 6, 9 и 12-й) коренными шейками. Под опорными шейками рекомендуется проложить резиновую либо войлочную прокладку.

Если после разборки вал будет лежать свыше суток, промойте шейки бензином, протрите чистой салфеткой, смажьте маслом и оберните промасленной бумагой, обвязав ее шпагатом.

Укладка коленчатого вала. Проверьте правильность установки в блоке и состояние нижних (блочных) коренных опорных вкладышей верхнего вала (упорный вкладыш должен быть снят), смажьте вкладыши дизельным маслом.

Освободите шейки верхнего коленчатого вала, лежащего на козлах, от предохранительной обвязки, смажьте их и укрепите на 5-й и 9-й шатунных шейках пеньковый трос. Поднимите вал краном за пеньковый трос и уложите его на нижние бпорные вкладыши в блоке дизеля.

Проверьте совпадение меток на зубьях конических шестерен вертикальной передачи и шестерен кулачковых валов привода топливных насосов.

Внимание!

Рекомендуется при снятом верхнем коленчатом вале не проворачивать нижний коленчатый вал.

Установите упорный коренной вкладыш. На коренные шейки вала установите верхние (крышечные) коренные вкладыши, а на коренные вкладыши — крышки коренных подшипников и закрепите их.

Проверьте правильность укладки вала и опережения нижнего коленчатого вала относительно верхнего.

Поочередно сочлените с шатунными шейками шатуны, как указано в разделе «Сборка шатунного подшипника». Установите и закрепите торсионный вал привода центробежного нагнетателя. Поставьте трубки подвода масла к коренным опорам. Установите верхнюю крышку блока вместе с маслоотделителями, присоедините через верхний люк затворы маслоотделителей. Перед установкой затворы залейте дизельным маслом. Присоедините трубы вентиляции картера к маслоотделителям и турбокомпрессорам.

Выемка гильзы цилиндра (производится только при необходимости замены гильзы или ее ремонта). Слейте воду из системы охлаждения. Снимите верхний коленчатый вал. Выньте поршни. Снимите форсунки и индикаторный кран, а также их переходники.

Снимите патрубки подвода охлаждающей воды, отсоединив их от выпускных коллекторов, и патрубок отвода воды, отсоединив его от водяного коллектора. Выверните шпильки из рубашки цилиндровой гильзы. Отверните гайки крепления гильзы к блоку и выньте ее из блока.

Установка гильзы в блок. Перед установкой гильзы в блок:

а) проверьте затяжку крепления выпускных коробок и выпускных коллекторов;

б) очистите посадочные пояски гильзы, блока и выпускной коробки и смажьте их дизельным маслом;

в) проверьте наличие антикоррозионного покрытия (бакелитового) поверхностей адаптерных отверстий в рубашке гильзы цилиндра.

Установите гильзу в блок без резиновых уплотнительных колец для проверки центровки ее по выпускной коробке. Гильза должна свободно (под собственным весом) устанавливаться на свое место. Выньте гильзу из блока.

Наденьте на гильзу новый комплект резиновых уплотняющих колец и установите гильзу в блок. Под фланец незакрепленной гильзы пластинка щупа толщиной 0,07 мм не должна заходить. Закрепите цилиндровую гильзу в блоке, поочередно затягивая диаметрально расположенные гайки крепления гильзы к блоку.

Обмерьте гильзу и запишите в формуляр. Разность замеров, выполненных до установки гильзы в блок и в блоке, не должна превышать 0,05 мм.

Вверните шпильки в рубашку гильзы цилиндра, установите патрубки подвода и отвода воды. Установите адаптеры (переходники) форсунок и индикаторных кранов. Опрессуйте систему охлаждения водой при давлении 3 кгс/см2, при этом тщательно проверьте надежность уплотнения адаптеров.

Демонтаж центробежного нагнетателя (см. рис. 31). Снимите планку стопорную 16, отвиньтите болт 17, выньте втулку 15, вверните в торец торсиона болт и выдвините торсион 8 на 60-70 мм до выхода шлицев торсиона из шлицев верхнего коленчатого вала.

Отсоедините болты верхней крышки редуктора, снимите крышку редуктора 9. Отсоедините трубопровод масла от верхнего масляного коллектора. Отсоедините фланцы воздухоподводящего патрубка 32 от воздушного трубопровода.

Зачальте центробежный нагнетатель с редуктором за рамы и подъемную скобу 20. Снимите контрольные штифты, фиксирующие положение редуктора на блоке, отверните гайки со шпилек и, переместив нагнетатель в осевом направлении до выхода шпилек блока из фланца корпуса редуктора, снимите центробежный нагнетатель с редуктором с дизеля.

Закройте воздушные полости в нагнетателе и трубопроводе воздуха. Масляные трубки центробежного нагнетателя и верхнего масляного коллектора дизеля закройте бумагой и обвяжите шпагатом.

Разборка центробежного нагнетателя. Снимите торсион 8 и торцовую крышку 12 редуктора. Перед выемкой торсиона снимите сопло с угольником 7. Отсоедините и снимите воздухоподводящий патрубок и при помощи отжимных болтов снимите крышку корпуса нагнетателя 28.

Снимите лопаточный диффузор 35 и уплотнительное кольцо 36. Отверните на нижнем валу со стороны центробежного нагнетателя стопорные болты, отверните болт (грибок) 30 с левой резьбой, затем гайку 31 и снимите с вала колесо нагнетателя 34.

Отверните гайки и, перемещая корпус нагнетателя 33 в осевом направлении, снимите его с нижнего вала 38, предохранив от повреждений уплотнение. Снимите фланец 21 с корпуса центробежного нагнетателя и разберите уплотнение. Снимите с вала втулку лабиринтного уплотнения 27 и отбойник 19. Раскрепите и спрессуйте упругую шестерню 10.

Отверните гайки и спрессуйте подшипники верхнего вала вместе со стаканами. Поддерживая упругую шестерню, выньте через расточку подшипника муфту верхнего вала П. Затем выньте упругую шестерню. Отверните стопорные болты на торцах промежуточного вала, отверните грибки и спрессуйте подшипники среднего вала вместе со стаканами. Грибки имеют левую резьбу.

Спрессуйте и выньте шестерню 18 с промежуточного вала 6. Отверните стопорные болты и грибок нижнего вала, отверните гайку и снимите пяту упорного подшипника 5. Отогните стопорные шайбы, отверните гайки и выпрессуйте отжимными болтами упорно-опорный подшипник 3. Выньте через расточку в корпусе (под подшипник) нижний вал 38, при этом предохраните от повреждений баббитовую заливку опорного подшипника. Отсоедините маслоподводящие трубки 1 и снимите брызгалки шестерен.

Снимите опорный диск упругой шестерни в следующем порядке:

а) расконтрите, отверните гайки и осторожно, не допуская осевого перемещения опорного диска, выпрессуйте призонные болты;

б) пользуясь отверстиями с резьбой, выпрессуйте опорный диск, при этом следите, чтобы сухари с пружинами не перемещались в осевом направлении;

в) в случае необходимости снимите пружины с сухарями, соблюдая осторожность. Болты, гайки и отверстия имеют цифровое клеймение. Опорный диск и венец шестерни имеют совпадающие метки «О». В случае необходимости выпрессуйте опорный подшипник 29.

Сборка и установка центробежного нагнетателя. Центробежный нагнетатель с редуктором собирают в порядке, обратном разборке. Все детали поставьте на прежние места. Стальные детали смажьте дизельным маслом. Все шейки валов и шлицы также смажьте дизельным маслом. Болты и гайки эластичной шестерни ставьте по номерам, нанесенным при сборке.

Детали центробежного нагнетателя на нижнем валу собирайте по меткам «О». Метки «О» должны лежать в одной плоскости по одну сторону от оси вала. Проверьте прилегание пяты к поверхности упорного подшипника поворотом ее на угол не более 15° (не менее 85% упорной поверхности).

Проверьте все зазоры в соответствии с паспортом. При постановке двухрядных роликовых подшипников перемещайте наружную и внутреннюю обоймы одновременно. После установки проверьте перемещение роликов в гнездах, ролики не должны быть зажаты.

При установке сопла торсиона закрепите его с угольником так, чтобы масло попадало в полость муфты в направлении шлицев.

На дизель центробежный нагнетатель с редуктором устанавливайте в порядке, обратном демонтажу. При этом проверьте легкость перемещения торсиона по шлицам в осевом направлении в четырех различных положениях коленчатого вала.

Замена торсионного вала при демонтированном верхнем коленчатом вале. Отверните гайки крепления корпуса 15 верхнего вала вертикальной передачи к блоку (см. рис. 17). Снимите узел верхнего вала за два рым-болта, установленных в отверстия с резьбой (М16 X 1,5) в торце вала 14.

Отсоедините торсионный вал 3 в нижней головке, для чего снимите болты, предварительно отогнув стопорные планки, и снимите гайку 27. Выньте торсионный вал 3 вместе со втулкой 22. Снимите втулку 22, отвернув болты и гайку 20.

На новый торсионный вал установите втулку 22, гайку 20, новые стопорные планки и болты.

Установите торсионный вал 3 вместе со втулкой 22 и соедините его с нижним валом 26 гайкой 27 и болтами. Установите узел верхнего вала, обеспечив сочленение в шлицевом соединении.

Замена торсионного вала при установленном верхнем коленчатом вале. Отсоедините муфту 21 от ступицы 18, сняв болты 4 и штифты 19, и опустите муфту на нижний вал.

Отсоедините втулку 22 от верхней головки торсионного вала, отвернув болты и гайку 20. Опустите втулку на нижний вал. Отсоедините торсионный вал 3 в нижней головке, отвернув болты и гайку 27. Отверните гайки крепления узла нижнего вала к блоку.

Поднимите вверх узел нижнего вала (не поднимая торсионный вал) и наклоните его до положения, позволяющего вынуть торсионный вал в картер. Выньте торсионный вал 3 через картер или через боковой люк вертикальной передачи.

Заведите через картер или боковой люк вертикальной передачи новый торсионный вал в узел нижнего вала. Установите узел вала и притяните его гайками к блоку. Соедините нижнюю головку торсионного вала 3 с валом 26 гайкой 27 и болтами. Присоедините муфту 21 к ступице 18 двумя штифтами 19 и четырьмя болтами 4. Штифты установите на прежние места согласно меткам.

Введите втулку 22 в зацепление по шлицам с торсионным валом 3 и муфтой 21. Если шлицы втулки сразу не входят в шлицы муфты, то, поворачивая втулку по окружности, найдите положение, при котором втулка 22 входит в шлицы торсионного вала 3 и муфты 21 одновременно.

В выбранном положении наметьте краской один зуб втулки 22 и сопряженную с ним впадину муфты 21. Отсоедините муфту 21 от ступицы 18 и опустите муфту вниз, не опуская вниз втулку.

Затяните гайку 20 до упора в бурт торсионного вала 3 и дотяните до совпадения отверстий на гайке с отверстиями на втулке. Установите стопорные планкн и болты. Концы планок отогните на головки болтов. Поднимите муфту 21 и соедините ее со ступицей 18 четырьмя штифтами 19 и восемью болтами 4, установив под болты стопорные планки.

После установки Нового торсионного вала проверьте правильность опережения нижнего коленчатого вала и при необходимости отрегулируйте ее, после чего законтрите болты 4 проволокой.

Разборка механизма отключения левого ряда топливных насосов (см. рис. 25).

Отверните накидную гайку 10. Снимите проволоку и выверните болты 6. Снимите вилку 3, крышку 12, прокладку 5 и выньте поршень 4. Расшгошнтуйте и отверните гайку 7, придерживая ключом тягу 16. Снимите тарелку 13 и пружину 2. Снимите с тяги 16 и коромысла 14 корпус 1. Отсоедините трубку 11 от штуцера плиты вентиля.

Сборка механизма отключения левого ряда топливных насосов. Очистите все детали от загрязнения и коррозии. Промойте детали дизельным топливом. Проверьте легкость перемещения поршня в корпусе, отсутствие заедания пружины в корпусе при ее сжатии.

Продуйте сжатым воздухом трубку 11, угольник 9 и дренажное отверстие в корпусе 1. Проверьте состояние прокладки 5. При наличии разрывов или разбухания замените. При необходимости увеличения хода тяги на выключение допускается зачистка торца А тарелки 13 или торца Б втулки 15.

Увеличивать ход тяги за счет увеличения толщины прокладки 5 или постановки дополнительной прокладки не рекомендуется, так как при этом нарушается заводская регулировка рычажной системы. При необходимости уменьшения хода изготовьте и установите новую тарелку 13.

Смажьте трущиеся поверхности деталей дизельным маслом и соберите в порядке, обратном разборке. Шплинт 8 замените новым. Проверьте ход тяг при срабатывании механизмов отключения.

Разборка форсунки. Отверните контргайку, пробку и стакан пружины. Выньте пружину форсунки, тарелку пружины и толкатель. Выньте щелевой фильтр форсунки с уплотнительным кольцом. Выньте ограничитель подъема иглы, распылитель, сопловый наконечник и его прокладку.

Сборка форсунки. Перед сборкой все детали тщательно промойте в профильтрованном дизельном топливе. Особое внимание обратите на чистоту внутренних каналов и полостей. Форсунку собирайте в порядке, обратном разборке.

Стакан пружины затяните тарированным ключом 12 ± кгсм или нормальным стандартным ключом полным усилием одной руки. Отрегулируйте затяжку пружины форсунки нажимной пробкой на давление начала впрыска 210+э кгс/см2 и проверьте качество распыла насосом для испытания форсунок. После проверки работы форсунки контргайку ставьте на герметике. Штуцер подвода топлива к форсунке оберните чистой бумагой или марлей и обвяжите. Установите форсунки на дизель.

Демонтаж и разборка топливного насоса. Проворачивая коленчатый вал, установите вал привода топливных насосов в таком положении, чтобы метка «Т» на ведущем диске муфты с номером, соответствующим номеру цилиндра, с которого снимается топливный насос, совпала с указательной стрелкой.

Выведите рейку насоса из зацепления с поводком тяги управления. Отсоедините от насоса нагнетательную топливную трубку, оберните концы трубки и штуцер насоса чистой бумагой и обвяжите. Отсоедините топливный коллектор от корпуса насоса. Отверните две гайки, крепящие насос к толкателю, и снимите насос вместе с регулировочными прокладками. Прокладки не раскомплектовывайте от насоса. Примите меры предосторожности, чтобы не изогнуть рейку насоса.

Выньте стопорное кольцо, затем снимите тарелку пружины, плунжер, пружину и кольцо пружины. Не рекомендуется прикасаться руками к доведенным поверхностям плунжера ( а также гильзы плунжера и деталей нагнетательного клапана).

Снимите регулирующую гайку и шестерню плунжера. Для этого выверните стопорный винт, выбейте конический штифт, снимите хомутик с рейки и передвиньте рейку в сторону длинного ее конца до выхода из зацепления с шестерней.

Чтобы снять нагнетательный клапан, отверните две гайки, снимите нажимной фланец, нажимной штуцер, пружину и клапан. Затем установите приспособление и снимите седло клапана с прокладкой.

Нагнетательный клапан заменяйте и проверяйте: если не устраняется просачивание топлива из-под нажимного штуцера; если при отсоединенной от насоса трубке высокого давления и положении рейки на выключенной подаче из штуцера поступает топливо.

При необходимости нагнетательный клапан можно заменить, не снимая насос с дизеля. Неисправная работа клапана наблюдается при поломке пружины, зависании клапана, попадания под клапан посторонних частиц, трещине седла, потере плотности по конусу. При замене клапана тщательно предохраните насос от попадания загрязнений.

Отверните стопорный винт и выньте гильзу плунжера. Регулирующую гайку разбирать не рекомендуется. При необходимости разбирайте рейку в таком порядке: отверните гайку, затем выверните регулировочный болт рейки и снимите поводковую втулку и пружину.

Сборка и установка топливного насоса на дизель. Перед сборкой все детали тщательно промойте в отфильтрованном дизельном топливе. Установите гильзу в корпусе насоса, заверните стопорный винт с прокладкой под головкой и убедитесь, что он не упирается в гильзу.

Установите в сборе нагнетательный клапан и его прокладку, пружину клапана, нажимной штуцер, фланец и равномерно затяните две гайки крепления фланца.

Установите в корпусе регулирующую гайку в сборе так, чтобы поводковая втулка находилась с левой стороны (если смотреть на корпус со стороны рейки), а шариковая впадина на зубьях рейки-в вертикальной плоскости корпуса. В этом положении рейки установите шестерню плунжера в корпусе насоса и, передвинув рейку вправо, установите ее стопорный винт. Установите на рейку хомутик и закрепите его постановкой конического штифта и болта.

Установите кольцо пружины и пружину, затем плунжер с тарелкой пружины установите в гильзу так, чтобы шлицевые выступы на плунжере попали в соответствующие пазы в шестерне, и установите сто-

Пор Ное кольцо. Проверьте легкость перемещения регулирующей рейки в корпусе насоса. Проверьте отсутствие заедания поводковой втулки в рейке; при сжатии пружины поводковой втулкой она должна под действием пружины возвратиться в исходное положение.

Перед установкой насоса совместите для данного цилиндра метку «Т» на ведущем диске муфты привода генератора с указательной стрелкой. Установите топливный насос на толкатель вместе со своими регулировочными прокладками, под гайки подложите шайбы пружинные. Гайки крепления насоса затягивайте равномерно и поочередно с переходами для обеих гаек не менее чем на 3 — 4 приема от упора для каждой гайки ключом с длиной рукоятки 350 мм усилием одной руки. Резиновое кольцо уплотнения фланца коллектора и насоса не должно быть повреждено и должно выступать над привалочной плоскостью фланца.

Подсоедините топливный коллектор к корпусу насоса. Болты коллектора затягивайте равномерно. Обеспечив прилегание фланца коллектора к насосу, затяните умеренным усилием болты торцовым ключом с длиной рукоятки на сторону не более 100 мм. Неравномерная и чрезмерная затяжка гаек крепления насоса и болтов коллектора может привести к деформации корпуса насоса и прихватыванию плунжерной пары.

Проверьте легкость хода рейки топливного насоса, установленного на дизеле. Подсоедините к насосу трубку высокого давления. Введите в зацепление поводок тяги управления с поводковой втулкой рейки насоса. Между торцом пальца и втулкой должен быть зазор 1- 2 мм.

Установку насоса с замененным насосным элементом или нагнетательным клапаном производите на тех же регулировочных прокладках, на которых он был установлен ранее. При замене насосного элемента или нагнетательного клапана регулировочную рейку не расплом-бировывайте.

Настройка частоты вращения вала дизеля тепловоза 2ТЭ10В | Тепловоз 2ТЭ10В | Объединенный регулятор тепловоза 2ТЭ10В

Добавить комментарий