Фильтрация воздуха и средства пожаротушения тепловозов 2ТЭ10М и 3ТЭ10М

/ Тепловоз ТЭ10М / Фильтрация воздуха и средства пожаротушения тепловозов 2ТЭ10М и 3ТЭ10М

Фильтрация воздуха и средства пожаротушения

Воздух, необходимый для продувки и зарядки цилиндров дизеля, всасывается турбокомпрессором из атмосферы. Но атмосферный воздух содержит во взвешенном состоянии твердые минеральные частицы, которые, попадая в цилиндры дизеля, ускоряют износ поршневых колец и втулок цилиндров. Для очистки воздуха, потребляемого дизелем, на тепловозе установлены два однотипных воздухоочистителя непрерывного действия. Один воздухоочиститель очищает воздух, поступающий в правый турбокомпрессор, другой - в левый.

Воздухоочиститель- (рис. 174) имеет корпус 5, нижняя часть которого образует масляную ванну. Корпус сварен из уголков и обшит штампованным листовым металлом. На стороне, обращенной к стенке кузова, имеется проем для забора воздуха снаружи. При необходимости воздух можно забирать из кузова тепловоза, для чего на торцовых стенках корпуса имеются проемы, закрывающиеся дверками. В верхней части корпуса к торцовой стенке приварен фланец, с помощью которого к воздухоочистителю через компенсирующее уплотнение подсоединяется воздухоотвод 12, соединяющий воздухоочиститель с турбокомпрессором. В наклонной стенке корпуса имеется проем для доступа к фильтрующим элементам. Проем закрывается съемной крышкой 16. К нижней части корпуса приварен маслоотстойник, из которого под раму тепловоза выведена сливная труба 1 с муфтовым краном для слива отстоя. Корпус от грязи очищают через лючок 3 маслоотстойника. Для заправки воздухоочистителя маслом предусмотрена горловина 8, закрытая крышкой 9.

1- сливная труба; 2-маслоотстойиик; 3-лючок для очистки; 4-колесо; 5-корпус; 6-подвижная кассета; 7-маслоуказательное стекло; 8-горловина, 9, 16-крышки; 10-фиксатор; 11-дверка; 12-воздухоотвод; 13-неподвижная кассета; 14-зажим; 15-привод колеса воздухоочистителя; 17-болт регулировочный; 18-жалюзи

Внутри корпуса размещены две ступени фильтрующих элементов. Первая ступень - это четыре подвижные сеткообразные кассеты 6, закрепленные в сварном корпусе колеса 4. Набраны кассеты из четырнадцати сеток, из них восемь гофрированных с ячейками 5x1,2 мм и шесть плоских с ячейками 3,2x0,8 мм. Сетки заключены в металлическую рамку. На ободе колеса приварена зубчатая лента, через которую приводом 15 осуществляется вращение колеса. Положение колеса 4 в корпусе регулируется с помощью болтов 17.

Вторая ступень состоит из двух неподвижных очистительных кассет 13. Набраны кассеты из 21 сетки, из них: две наружные плоские с размером ячейки 7 X 1,2 мм; средняя разделительная сетка с размером ячейки 5 Х0,7 мм и восемнадцать сеток с размером ячейки 1,6x0,4 мм. Все сетки вставлены в металлическую рамку. В корпусе воздухоочистителя кассеты крепят с помощью зажимов 14.

Для поворота колеса 4 с сетчатыми кассетами используется пневматический привод (рис. 175), состоящий из корпуса 2, закрытого с двух сторон крышками 3 и 12, и поршня. Поршень состоит из диска 9, нажимной шайбы 11 я резиновой манжеты 10, закрепленных на штоке 7 гайкой 1. На конце штока укреплен упор 5, прижимаемый пружиной 4 к зубчатой ленте колеса.

Воздух к приводу подводится со стороны крышки 12 от регулятора давления тормозногв компрессора. Рабочий ход осуществляется при подаче воздуха регулятором давления компрессора, при этом воздух поступает в цилиндр и поршень, перемещаясь вправо, поворачивает колесо воздухоочистителя. При выпуске воздуха регулятором давления в атмосферу поршень под действием пружины 8 возвращается в исходное положение, при этом колесо от проворачивания в обратном направлении удерживается фиксатором, установленным на противоположной стороне колеса.

Положение штока 7, несущего упор 5, фиксируется относительно колеса винтом 6 в крышке 3. За один час колесо воздухоочистителя совершает I -1,5 оборота. При каждом срабатывании регулятора давления компрессора упор 5 смещает зубчатую ленту колеса воздухоочистителя на 70-80 мм. Секции подвижной кассеты погружаются" в масляную ванну на высоту каждого поворота колеса, промываются в ней и на эту же высоту поднимаются вверх, покрываясь свежей масляной пленкой. Проем в боковой стенке кузова для прохода воздуха в воздухоочиститель закрыт жалюзи. Привод жалюзи осуществляется из кузова тепловоза и имеет три фиксированных положения: открытое, закрытое и промежуточное. При переходе на забор воздуха из дизельного помещения необходимо открыть боковые дверки, а жалюзи закрыть. Чтобы не допустить работу дизеля с закрытыми жалюзи и боковыми дверками, привод жалюзи сблокирован с боковыми дверками.

Наружный воздух через жалюзи воздухоочистителя попадает на подвижные очистительные кассеты. Проходя через подвижные кассеты, воздух изменяет направление движения, а частицы пыли из-за большей инерционности летят прямолинейно и сталкиваются с проволочками сеток, смоченных маслом. Масляная пленка улавливает частицы пыли. Далее воздух проходит через неподвижные кассеты, где дополнительно очищается. Тут же задерживаются и частицы масла, захватываемые воздухом с сеток подвижных кассет. При заборе воздуха из дизельного помещения воздух очищается только в неподвижных кассетах.

Уровень масла в воздухоочистителе контролируется по рискам масло-указательного стекла. Повышение уровня масла, а также увеличение частоты вращения колеса воздухоочистителя вызывают повышенный унос масла. При этом масло, не полностью задерживаясь в неподвижных кассетах, с воздухом будет попадать в дизель.

Загрязнение кассет воздухоочистителя дизеля приводит к увеличению аэродинамического сопротивления воздухоочистителя, что вызывает уменьшение давления наддува дизеля, ухудшение процесса сгорания топлива в цилиндрах и, как следствие, снижение мощности дизеля. Поэтому в процессе эксплуатации кассеты периодически необходимо промывать, корпус воздухоочистителя очищать от отложений, вовремя удалять осадок из отстойника. В летнее время в воздухоочиститель заливают масло, применяемое для смазки дизеля, в зимнее - смесь, состоящую из 50 % дизельного мгсла и 50 % дизельного топлива.

Фильтры очистки воздуха, охлаждающего электрические машины. Воздух для охлаждения тягового генератора и тяговых электродвигателей засасывается центробежными вентиляторами снаружи тепловоза через проемы в кузове. В проемах или во всасывающих каналах установлены фильтры очистки воздуха. Фильтрующие элементы фильтров одинаковы по конструкции и состоят из двух слоев стальной сетки № 4,5-0,7 и одного слоя стальной сетки № 5-1,2. Сетки заключены в рамку.

Во время сильного снегопада, дождя и пылевых бурь воздух для охлаждения электрических машин забирается из кузова тепловоза. Для этого на всасывающих каналах имеются заслонки или дверки, изменением положения которых можно перейти на забор воздуха из кузова. В данном случае плотно закрывают все двери и люки, а на откидные окна устанавливают фильтры.

Средства пожаротушения. Каждая секция тепловоза оборудована установкой пенного пожаротушения, двумя углекислотными огнетушителями ОУ-5, одним огнетушителем ОХПВ-10, ведром, совком и автоматической пожарной сигнализацией.

Установка пенного пожаротушения предназначена для тушения пожаров, возникающих на тепловозе, а также на других объектах, расположенных в пределах длины шлангов и дальности струи пены установки.

Техническая характеристика установки пенного пожаротушения

Установка (рис. 176) состоит из резервуара 5, трубопровода с кранами 9 и 10, гибких шлангов 7 и двух генераторов 13 высокократной пены, расположенных в передней части секции (в районе левой входной двери) и в задней части (на передней стенке холодильной камеры). Установка пенного пожаро-тушителя приводится в действие открытием одного из пусковых кранов 8 или 14 (пост I или пост II). Через открытые пусковые краны воздух из главных воздушных резервуаров по трубопроводу поступает в резервуар 5. При приведении в действие установки водный раствор пенообразователя под давлением поступает из резервуара по трубопроводу 12 в генератор пены. Образующуюся струю пены направляют на горящие предметы, пена обволакивает их и горение прекращается. Пена по своему составу безвредна и не оказывает никакого воздействия на кожу и одежду человека.

В трубопровод, подводящий воздух к резервуару 5, вварена бонка с отверстием диаметром 1 мм, которое предназначено для стравливания воздуха из трубопровода при недостаточной плотности пускового крана, а также после опробования системы или использования установки при тушении пожара. Для предотвращения попадания пены в воздухопровод на трубе подвода воздуха к резервуару устанавливается предохранительное кольцо 17 из фольги толщиной 0,018 мм, которое подлежит замене после каждого случая пользования установкой.

Рнс. 176. Схема средств пожаротушения: 1-огнетушители ОУ-5; 2-грибок для выпуска воздуха нз системы; 3-кран сливной; 4-краны контрольные; 5-резервуар установки пенного пожаротушения; 6-огнетушитель ОХПВ-Ю; 7-шланг резинотканевый; 8, 9, 10, 14-краны разобщительные; 11-трубопровод пневматический; 12-трубопровод гидравлический; 13-генератор высокократной пены; 15-кран для обдува холодильной камеры; 16-ведро, 17-предохранительное кольцо; 18-кран для пуска или прекращения доступа раствора в генератор пены; 19-корпус распылителя; 20-камера вихревая; 21-коллектор; 22-диффузор; 23-пакет сеток; 24-насадок; 25-магистраль питательная

Генератор высокократной пены 13 предназначен для образования огнега-сящей пены и направленной подачи ее в район очага пожара. Водный раствор пенообразователя через разобщительный пробковый кран 18 попадает во внутреннюю полость а корпуса центробежного распылителя 19 и через тангенциальные прорези б проходит внутрь вихревой камеры 20. Из вихревой камеры раствор выходит через сопловое отверстие диаметром 8,4 мм в виде резко расширяющейся распыленной струи, которая врывается через коллектор 21 в диффузор 22 корпуса генератора пены, увлекая за собой воздух из атмосферы.

Образование пены происходит путем выдувания через ячейки сетки пенных пузырьков, образующихся из водного раствора пенообразователя. Насадок 24 служит для придания направления струе, а кран 18- для приведения генератора пены в действие или прекращения его работы.

Во время текущих ремонтов проверяют качество пенообразования. Для этого генератор пены направляют в какую-нибудь емкость (например, ведро), открывают один из пусковых кранов, а затем - кран на генераторе пены. После того как емкость будет заполнена пеной, ее закрывают крышкой и дают пене отстояться. Замеряют объем жидкости, получившийся после отстоя, и частное от деления объема использованной емкости на объем жидкости и будет кратностью выхода пены. Кратность не должна быть менее 70.

После проведения испытания оставшийся раствор полностью сливают, а установку промывают горячей водой и продувают воздухом, после чего заправляют резервуар новым раствором.

При кратности выхода пены меньше 70 необходимо проверить состояние пакета сеток генератора пены. Сетки должны быть туго натянуты, а их ячейки - чистыми. Осматривают центробежный распылитель и проверяют соосность его соплового отверстия с диффузором корпуса генератора.

При возникновении пожара локомотивная бригада обязана немедленно остановить дизель горящей секции и остановить поезд. Для тушения пожара открывают любой из пусковых кранов установки, берут генератор пены, расправляют шланги и, направив генератор пены на горящий объект, открывают кран генератора.

Песочная система тепловозов 2ТЭ10М и 3ТЭ10М | Тепловоз 2ТЭ10М и 3ТЭ10М | Рама тепловозов 2ТЭ10М и 3ТЭ10М