Система осушки сжатого воздуха тепловозов 2ТЭ10М и 3ТЭ10М

/ Тепловоз ТЭ10М / Система осушки сжатого воздуха тепловозов 2ТЭ10М и 3ТЭ10М

Система осушки сжатого воздуха

Перед поступлением сжатого воздуха в питательную магистраль тормозной системы, чтобы исключить конденсацию влаги в элементах пневматических систем, на тепловозе предусмотрена осушка воздуха. Для включения системы осушки в работу необходимо открыть кран 42 (рис. 162), закрыть кран 41, а тумблер ТО «Адсорбер» на пульте управления установить в одно из рабочих положений «Правый» или «Левый». При получении питания вентиль 3 открывает подачу сжатого воздуха под поршни клапанов 4 и 5. При этом клапан 4 открывается, а клацан 5 закрывается. В это время вентиль 8 находится в обесточенном состоянии и управляемый им клапан 6 открыт, а клапан 7 закрыт. В данном случае влажный воздух из главного резервуара тормозной системы поступает через разобщительный кран 42 и клапан 6 в адсорбер 9. В адсорбере воздух осушается и через обратный клапан 12 поступает в пылеотделитель 10, после чего в питательную магистраль тормозной системы. Адсорбер 9 в данном случае работает в режиме осушки. Часть осушенного воздуха после адсорбера 9 ответвляется, проходит через подогреватель 11, дроссель 13, подогреватель 1 и поступает в адсорбер 2. Проходя через адсорбер 2, подогретый сухой воздух разогревает находящийся в нем адсорбент и через клапан 4 уходит в атмосферу. Вместе с воздухом из адсорбера 2 удаляется влага, накопившаяся в адсорбенте. Адсорбер работает в режиме регенерации.

Аналогичный процесс произойдет, если питание получит вентиль 8. При этом клапан 6 закроется, а клапан 7 откроется. Адсорбер 2 станет работать в режиме осушки, а адсорбер 9 - в режиме регенерации. Переключение режимов работы адсорберов производится переводом тумблера ТО из одного рабочего положения в другое через каждые четыре часа работы.

Риє. 162. Принципиальная схема системы осушки сжатого воздуха 1, 11-подогреватели, 2, 9- адсорберы, 3, в-вентили элек-тропиевматические, 4, 5, 6, 7, 12, 14-клапаны, 10- пылеот-делитель, 13-дроссель, 41, 42-краны разобщительные Примечание Номера позиций в кружочках соответствуют номерам на табличках, прикрепленных к кранам

Нормально открытый клапан (рис. 163, а) служит для перепуска сжатого воздуха из главного резервуара тормозной системы в адсорбер при работе адсорбера в режиме осушки и перекрывает поступление воздуха из главного резервуара в адсорбер при работе его в режиме регенерации. Корпус 17 клапана с одной стороны закрыт крышкой 4, а с другой - фланцем 13. В полость крышки 4 установлен поршень 3. Закрывается полость крышкой 1, имеющей штуцер для подвода сжатого воздуха от электропневматического вентиля. Поршень при помощи разьбовой части хвостовика соединен с клапаном 10. Чтобы исключить утечки воздуха, поршень с одной стороны уплотнен манжетой 2, а с другой - кольцом 6, которое поджимается пружиной 8 через тарелку 7. Отверстием В полость Г соединена в атмосферой. В случае когда сжатый воздух от электропневматического клапана не подводится в полость Д, клапан открыт и перепускает воздух из главного резервуара в адсорбер. При подводе сжатого воздуха в полость Д поршень нажимает на клапан 10 и прижимает его к седлу, перекрывая перепуск воздуха.

Рис. 163 Клапаны

а-нормально открытый, б-нормально закрытый, 1, 4-крышки, 2-манжеты, 3-поршни, 5, 12- прокладки, 6-кольцо, 7-тарелка; 8, 9-пружины, 10-клапаны, 11-корпуса, 13-фланец, 14-болт, 15-заглушка, 16-винт, 17-крышка, А-подвод воздуха из главного резервуара, Б-отвод воздуха к адсорберу, В-отверстие, Г, Д, Е,Ж-полостн, 3-отвод воздуха в атмосферу, Я-подвод воздуха от адсорбера

Нормально закрытый клапан (рис. 163, б) служит для выпуска воздуха в атмосферу из адсорбера, работающего в режиме регенерации, и перекрытия выхода воздуха в атмосферу из адсорбера, работающего в режиме осушки. Корпус 11 клапана с одной стороны закрыт заглушкой 15, а с другой - крышками 1 и 4. В полость крышки 4 установлен поршень 3 и уплотнен манжетой 2. Отэерстием В полость Ж соединена с атмосферой. Внутри корпуса установлен клапан 10. Когда сжатый воздух от электропневматического клапана не подводится в полость А, пружина 8 прижимает клапан 10 к седлу, перекрывая выпуск воздуха из адсорбера в атмосферу. При подводе сжатого воздуха в полость Е поршень 3 нажимает на клапан 10, отжимает его от седла и открывает проход воздуха из адсорбера в атмосферу.

Адсорбер (рис. 164) имеет, корпус 10 и крышки 8, соединенные болтами. Внутри корпуса установлен стакан 7, вокруг которого уложена изоляция из мягкой теплоизоляционной базальтовой плиты. В стакан (в верхней и нижней частях) установлены диски 2 и 4, имеющие по 55 отверстий диаметром 18 мм. Объем стакана между дисками заполнен адсорбентом 3 - материалом в виде гранул, обладающим высокой влагопоглощающей способностью. Чтобы адсорбент не просыпался через отверстия дисков, между дисками и адсорбентом проложены сетки. Верхний диск поджат к адсорбенту пружиной 6, что исключает пе^ ремещение гранул относительно друг друга при различного рода^вибрациях. В режиме осушки воздух к адсорберу подводится через патрубок 5, проходит через адсорбент и осушенный бтводится через патрубок 11. Для удаления накопившейся в адсорбенте влаги необходимо периодически отключать подвод воздуха от главного резервуара и пропускать через адсорбер подогретый воздух. Подводится подогретый воздух через штуцер /, а отводится через патрубок 5 с последующим выбросом в атмосферу.

Обратный клапан обеспечивает проход осушенного воздуха из адсорбера в питательную магистраль тормозной системы, а при работе адсорбера в режиме регенерации перекрывает сообщение питательной магистрали с адсорбером. Внутри корпуса установлен клапан. При подводе сжатого воздуха клапан отжимается и открывает проход осушенного воздуха из адсорбера в питательную магистраль. При подводе воздуха с противоположной стороны клапан опускается под собственным весом и перекрывает доступ воздуха к адсорберу.

'Рис 164 Адсбрбер 1-штуцер, 2, 4-диски, 3-адсорбент, 5- патрубок подводящий,6-пружина, 7-ста кан, 8-крышка, 9-уплотнительная про кладка, 10-корпус 11-патрубок от водящий

Пылеотделитель (рис. 165) размещен в корпусе, закрытом крышками аналогично адсорберу. Внутри корпуса установлен стакан 6, на который опирается каркас 3 с надетым на него чехлом 1 из фильтрующей ткани. Каркас поджимается к стакану пружиной 4. Воздух к пылеотде-лителю подводится со стороны цилиндрической поверхности корпуса, проходит через фильтрующий элемент и через патрубок в крышке 5 отводится в питательную магистраль. Для периодического удаления скопившейся пыли на дне корпуса предусмотрено отверстие, закрытое пробкой 8.

Подогреватель служит для подогрева сжатого воздуха, предназначенного для регенерации адсорбента. Воздух нагревается выпускными газами дизеля. Подогреватель выполнен в виде змеевика, состоящего из одного колена, и установлен в выпускные трубы. Для ограничения расхода воздуха, необходимого на регенерацию адсорбента, в трубопроводе между подогревателями установлен дроссель. Функцию дросселя выполняет ниппель с осевым отверстием диаметром 2 мм.

Тормозная система тепловозов 2ТЭ10М и 3ТЭ10М | Тепловоз 2ТЭ10М и 3ТЭ10М | Пневматическая система приборов управления и обслуживания тепловозов 2ТЭ10М и 3ТЭ10М