Редуктор для привода вентилятора охлаждения тягового генератора тепловозов 2ТЭ10М и 3ТЭ10М

Редуктор для привода вентилятора охлаждения тягового генератора

Привод вентилятора охлаждения тягового генератора осуществляется от верхнего коленчатого вала дизель-генератора через одноступенчатый редуктор с конической парой шестерен. Ведущий вал редуктора (рис. 159) передает мощность от верхнего вала дизель-генератора к валу вентилятора через пару конических шестерен 23 и 8 с числом зубьев соответственно 36 и 17. При частоте вращения вала дизель-генератора 850 об/мин и соответственно ведущего вала редуктора вал вентилятора вращается с частотой 1800 об/мин и передает мощность 18,4 кВт, которая потребляется центробежным вентилятором, насаженным на конусный хвостовик вала. Редуктор установлен и прикреплен болтами через отверстие в лапах корпуса к фундаментной опоре, укрепляемой на корпусе тягового генератора.

Конструкция сборочных единиц и деталей. Ведущий вал 24 и вал вентилятора 9 без гнезда, содержащего наружное кольцо роликового подшипника 16, и без крышки вкладывают в расточки корпуса. Корпус представляет собой механически обработанную отливку из серого чугуна. Он имеет две взаимно перпендикулярные расточки с пересекающимися осями для установки валов, люки для осмотра и контроля зазоров между зубьями и пятна контакта шестерен, лапы с отверстиями для крепления. Со стороны выхода конусного конца вала вентилятора корпус имеет прилитый круглый фланец с отверстиями с резьбой М12 для крепления корпуса вентилятора.

2_3te10m_180

Рис 159 Редуктор для привода вентилятора охлаждения тягового генератора 1-втулка, 2- кольцо войлочное, З, 13, 18, 22, 31-крышки, 4, 36-кольца, 5 11, 29-прокладки, 6, 12, ЗО^гнезда подшипников, 7-рым болт, 8-шестерня 2=17, 9-вал вентилятора, 10, 28-шариковые подшипники, 14-кольцо регулировочное, 15-пробка, 16, 25-роликовые подшипники, 17-вал, 19-корпус, 20-сапуи, 21-масломер, 23-шестерня г = 36, 24-вал ведущий, 26, 27-втулки, 32-вал, 33-фланец, 34-кольцо войлочное, 35-втулка, 37-кольцо резиновое уплотиительное, 38-кольцо регулировочное

Ведущий вал 24 изготовлен из стали 40. На его цилиндрическую шейку диаметром 50 мм после нагрева индуктором до температуры 200-230 °С насажена коническая шестерня 23 (горячая посадка с натягом 0,060- 0,033 мм). Гнездо подшипника 30, представляющее собой механически обработанную отливку из серого чугуна, собирают отдельно с подшипниками 25, 28, втулками 26, 27 и после нагрева в масле до температуры 90-100 °С насаживают на вал. Внутренние кольца подшипников и втулка 27 должны быть поджаты торцами друг к другу и к торцу шестерни без зазоров. После чего на вал насаживают маслоотбойное кольцо 36 по напряженной посадке и втулку 35 с маслосгонной ленточной резьбой левого направления (с натягом 0,063-0,013 мм).

Подшипниковый узел закрывают крышкой 31 с резиновым кольцом 37 для уплотнения. Крышку крепят к гнезду двумя болтами. Перед установкой крышки в кольцевую внутреннюю проточку ее вставляют войлочное кольцо 34, предназначенное для уплотнения. Фланец 33 насаживают на конусную поверхность вала с конусностью 1:50 после нагрева индуктором до температуры 200-230 °С. Осевой натяг в холодном состоянии для обеспечения передачи момента прессовым соединением фланец-вал должен быть 2,4-6,35 мм. Собранный ведущий вал вставляют в расточку корпуса таким образом, чтобы имеющиеся в гнезде 30 сборник масла и отверстие слива были в вертикальной плоскости. Перед установкой вала в корпус на гнездо подшипника по наружному диаметру насаживают стальное кольцо 38 с двумя уплотнительными прокладками 29 из паронита, толщина каждой прокладки 0,6 мм. Стальное кольцо служит для регулировки зазоров между зубьями конической пары шестерен, имеет первоначальную толщину 2,7 мм и подшлифовывается при выполнении операции регулировки зазоров.

Подшипники ведущего вала смазываются маслом, поступающим из сборника-ванночки по двум каналам В в гнезде через пазы, соединяющие каналы с кольцевой проточкой и пазами в торце втулки 26. Масло в сборник-ванночку гнезда попадает разбрызгиванием от шестерен и в первую очередь от ведущей, при вращении которой масло подается в сборник-ванночку непрерывной струей за счет срыва его частиц с поверхности масла в картере зубьями шестерни. Масло после смазывания подшипников накапливается в пространстве между подшипниками в нижней части гнезда и, просачиваясь между телами качения подшипников, сливается в картер непосредственно и через паз в крышке 31 и канал Д в гнезде 30. Подшипники вала вентилятора смазываются также маслом, разбрызгиваемым шестернями.

Вал вентилятора имеет две опоры с подшипниками 10, 16 и представляет собой стальной вал 17 из стали 40, на который при сборке перед установкой в корпус насаживают коническую шестерню 8. После нагрева индуктором до температуры 200-230 °С шестерню насаживают на шейку диаметром 50 мм с натягом 0,060-0,033 мм. Затем после нагрева в масле до температуры 90-100 °С на шейки вала насаживают подшипники. Внутреннее кольцо подшипника 16 с роликами нагревают и насаживают на шейку вала без наружного кольца. Подшипник 10 нагревают в масле совместно с гнездом, в которое его устанавливают легкими уДарами молотка через специальную оправку. Маслоотбойное кольцо 4 устанавливают на вал с небольшим радиальным натягом, а втулку 1 с маслосгонной ленточной резьбой левого направления — с натягом 0,03-0,043 мм. Собранный таким образом вал устанавливают в расточку корпуса. Перед монтажом вала необходимо на гнездо 12 по наружному диаметру установить стальное регулировочное кольцо 14 с прокладками из паронита толщиной 0,6 мм. Одновременно в расточку корпуса со стороны роликового подшипника устанавливают гнездо 6, в которое вставлено наружное кольцо роликового подшипника, и крышку 3 с прокладкой 5.

Регулировка зацепления шестерен. Для предварительной регулировки бокового зазора между зубьями шестерен торцовые крышки валов затягивают двумя гайками на каждой крышке и с помощью свинцовой пластинки или индикатора определяют фактический зазор. Если проверку зазора выполняют свинцовой пластинкой, то боковой зазор будет равен двум толщинам в самых тонких участках, получившимся от пережатия пластины при пропуске ее через зацепление при проворачивании валов. Боковой^азор можно определить с помощью индикатора. Стойку индикатора устанавливают на верхней части картера, вал вентилятора надежно стопорят от проворачивания, ножку индикатора упирают в боковую поверхность зуба ведущей шестерни и при колебаниях вала за ведущий фланец до упора боковыми поверхностями зубьев ведущей шестерни в зубья ведомой определяется боковой зазор по показаниям стрелки индикатора. Проверку бокового зазора необходимо выполнять как минимум в четырех точках по окружности зубчатых колес. По полученным данным определяют, на какой размер необходимо прошлифовать кольца 14, 38 для получения требуемого зазора в пределах 0,13-0,37 мм при разности зазоров не более 0,12 мм. Одновременно при регулировке зазоров необходимо обеспечить смещение не более 0,5 мм колец роликового подшипника и совпадение зубчатых колес по их большему диаметру (несовпадение не более 0,5 мм). После регулировки бокового зазора между зубьями шестерен проверяют прилегание боковых поверхностей зубьев по краске-синьке путем нанесения ее тонким слоем на боковые поверхности трех-четырех зубьев одной из шестерен и отпечатку краски на боковых поверхностях зубьев сопряженной шестерни (отпечатки не менее 60% длины зуба). Отпечатки могут быть в виде сплошного пятна или в виде отдельных пятен, расположенных у делительного конуса на высоте не менее 60 % высоты зуба. Пятно контакта должно располагаться ближе к малому конусу. Конические шестерни редуктора так же, как и шестерни распределительных редукторов, изготавливают с круговым спиральным зубом, торцовый модуль 5. Шестерни изготавливают из цементируемых марок сталей 20Х и 12ХНЗА. Поверхностную твердость зубьев получают цементацией и закалкой в пределах ї/ШС>56. Глубина цементованного слоя 0,8-1,2 мм.

Распределительные редукторы тепловозов 2ТЭ10М и 3ТЭ10М | Тепловоз 2ТЭ10М и 3ТЭ10М | Тормозная система тепловозов 2ТЭ10М и 3ТЭ10М

Добавить комментарий