Синхронный подвозбудитель и электродвигатели серии П тепловозов 2ТЭ10М и 3ТЭ10М

/ Тепловоз ТЭ10М / Синхронный подвозбудитель и электродвигатели серии П тепловозов 2ТЭ10М и 3ТЭ10М

Синхронный подвозбудитель и электродвигатели серии П

Подвозбудитель ВС-652 (рис. 100) предназначен для питания переменным напряжением тахометряческого блока, рабочих цепей амплистата, трансформаторов и индуктивного датчика в системе возбуждения возбудителя тягового генератора.

Техническая характеристика под возбудителя ВС-652

Рис 101 Схема внутренних соединений синхронного подвозбудителя ВС-652

Рис 102 Электродвигатель серии П 1, 20- винтовые пробки, 2-крышка, 3, 19- крышки шариковых подшипников, 4, 18- пресс масленки, 5, 17-шариковые под шипники, 6, 16-крышки шариковых под шипников, 7-траверса, 8-передний под шнпниковый щит, 9-коллектор, 10-стани на, 11-якорь, 12-винт грузовой, 13- главный полюс, 14-вентилятор, 15-зад ний подшипниковый щит

Подвозбудитель представляет собой однофазную синхронную электрическую машину обращенного типа, т. е. с вращающимся якорем и неподвижным индуктором с четырьмя полюсами. Исполнение защищенное. Схема соединений обмоток подвозбудителя ВС-652 показана на рис. 101.

Корпус 5 подвозбудителя (см. рис. 100) представляет собой цилиндрическую трубу с вырезами под смотровые люки. В него запрессован магнито-провод из стали, к которому болтами прикреплены полюсы моноблочной конструкции с изоляцией «Монолит-2». Подвозбудитель выполнен с естественным охлаждением. Охлаждающий воздух проходит через отверстия подшипникового щита 4, затем между катушками и якорем и выбрасыва-

Таблица 8 ется с0 стороны свободного конца вала. Движение воздуха обеспечивается вращением якоря. Контактные кольца 8 подвозбудителя выполнены из нержавеющей стали, опрес-сованы пластмассой на втулке и напрессованы на вал якоря. Обмотка якоря всыпная, многовитковая, изоляция класса В. Подшипниковыеузлы имеют шариковые подшипники, смазка к которым подается через шариковые масленки 3. Щеткодержатели 10 расположены на пластмассовой траверсе 9. По мере износа контактных колец щеткодержатели могут передвигаться для получения минимального зазора между корпусом щеткодержателя и поверхностью контактных колец. Данные обмоток полюсов и якоря приведены в табл. 8.

Электродвигатели серии П постоянного тока (рис. 102) применяются на тепловозе для привода вспомогательных механизмов (топливоподкачи-вающего насоса - П21, маслопрокачивающего насоса - П41, вентилятора кузова и калорифера кабины машиниста - ПІ 1). По конструкции двигатели аналогичны и выполнены в защитном исполнении с самовентиляцией.

Таблица 9

Станина 10 изготовлена из стальной цельнотянутой трубы, к которой приварены лапы. Сердечники главных и добавочных полюсов выполнены из тонколистовой электротехнической стали. Электродвигатели П11 и П21 имеют два главных и один добавочный полюс, а электродвигатели П41 - четыре главных и четыре добавочных полюса. Катушки параллельного возбуждения выполнены сплошными без разделения на шайбы. Катушки последовательного возбуждения размещены на полюсах ближе к станине. На полюсах катушки крепятся металлическими рамками, а для обеспечения надежной опорной поверхности между наконечниками полюса и катушкой поставлены рамки листового стеклотекстолита. Сердечник якоря 11 набран из тонколистовой электротехнической стали между двумя фланцами - обмоткодержателями и закреплены кольцом, надетым на вал в горячем состоянии. Коллектор 9 состоит из корпуса, коллекторных пластин и изоляционных прокладок. Корпус коллектора изготовлен из пластмассы, пластины коллектора - из твердотянутой электротехнической коллекторной меди. Нажатие не щетку регулируется перестановкой хвостовика пружины на различные насечки щеткодержателя.

Схемы электрических соединений электродвигателей и маркировка выводов показаны на рис. 103, а также имеется маркировка на внутренней стороне крышки коробки с зажимами. Технические характеристики электродвигателей серии П приведены в табл. 9.

Контроллер машиниста КВ-1552. Контроллер служит для переключений по заданной программе электрических аппаратов тепловоза. При переключении реверсивной рукоятки 1 контроллера (рис. 104) изменяется направление вращения якорей тяговых электродвигателей, а значит, и направление движения тепловоза. При изменении положения штурвала 2 контроллера меняется частота вращения вала дизеля, а следовательно, и его мощность. Контроллер состоит из сварного корпуса 3, стальной крышки, главного 6 и реверсивного 4 барабанов, набора кулачковых шайб 7, реверсивной рукоятки 1 и штурвала 2. На вал главного барабана набирают кулачковые шайбы, посредством которых замыкаются и размыкаются в определенной последовательности контактные элементы 5.

Позиции главного и реверсивного барабанов фиксируются посаженными на их валы храповиками 12. Храповик фиксируется на каждой позиции штурвала или реверсивной рукоятки специальным рычагом 10, фиксатором 9 и пружинами 8 и 11. Механическая блокировка исключает перемещение реверсивной рукоятки на ходовых позициях штурвала главного барабана и перемещение штурвала на нулевом положении реверсивной рукоятки. Это обеспечивается специальным фиксатором 9, расположенным между храповиками главного и реверсивного барабана.

Реверсивная рукоятка съемная, причем снять ее можно только при нулевом положении штурвала. Контактный элемент мостикового типа с двойным разрывом контактов состоит из пластмассового изолятора 17, рычага 13, контактных болтов 14, мостика 16, держателя и пружины 15, обеспечивающих начальное и конечное контактное нажатие. В рычаге закреплен шариковый подшипник, который, перемещаясь на поверхности шайбы, замыкает или размыкает контактный элемент.

Двухмашинный агрегат А-706Б тепловозов 2ТЭ10М и 3ТЭ10М | Тепловоз 2ТЭ10М и 3ТЭ10М | Контроллер машиниста и реле тепловозов 2ТЭ10М и 3ТЭ10М