Двухмашинный агрегат А-706Б тепловозов 2ТЭ10М и 3ТЭ10М

/ Тепловоз ТЭ10М / Двухмашинный агрегат А-706Б тепловозов 2ТЭ10М и 3ТЭ10М

Двухмашинный агрегат А-706Б

Вспомогательный генератор типа ВГТ 2751120 и возбудитель типа В-600 образуют двухмашинный агрегат типа А706Б (рис. 98). Вспомогательный генератор служит для питания цепей собственных нужд тепловоза, цепей управления и подзаряда аккумуляторной батареи. Возбудитель питает независимую обмотку возбуждения тягового генератора. Вспомогательный генератор обеспечивает номинальную мощность на всех позициях контроллера машиниста, при этом напряжение (75 В) поддерживается регулятором напряжения. На 1-й позиции (минимальная частота вращения вала дизеля) вспомогательный генератор наиболее нагружен в тепловом отношении, поэтому подача воздуха вентилятором определяется этим режимом и должна обеспечивать допустимый перегрев обмоток и его частей. При максимальной рабочей частоте вращения вала дизеля вспомогательный генератор наиболее напряжен в коммутационном отношении.

Возбудитель должен обеспечивать длительную работу тягового генератора в рабочем диапазоне его внешней характеристики. Номинальная мощность возбудителя выбирается равной большей мощности, требуемой для возбуждения тягового генератора в точке максимального напряжения. Технические характеристики возбудителя и вспомогательного генератора приведены в табл. 6.

Схема внутренних соединений обмоток двухмашинного агрегата представлена на рис. 99. Полярности полюсов и щеток на коллекторе показаны для обозначенных на рисунках направлений протекания тока и направления вращения. Соединение обмоток полюсов последовательное. Вспомогательный генератор и возбудитель представляют собой шести-полюсные машины постоянного тока. Если главных полюсов на каждой из машин установлено шесть, то добавочных на возбудителе четыре, а на вспомогательном генераторе пять по условиям коммутации. Вентилятор 16 (см. рис. 98) выполнен из алюминиевого сплава и закреплен болтами на ступице 17. Потоки охлаждающего воздуха поступают через нижние коллекторные люки возбудителя и вспомогательного генератора, проходят двумя параллельными струями между полюсами и через якорь и выбрасываются наружу через вентиляционные люки.

Двухмашинный агрегат типа А706Б
Рис 98 Двухмашинный агрегат типа А706Б 1-коллектор, 2-кольцо балансировочное, 3-крышка подшипника, 4-шайба торцовая, 5-под шипиик шариковый, 6-капсула, 7-траверса, 8-щеткодержатель, 9-кожух, 10-катушка иезави снмого возбуждения, 11-катушка размагничивающая, 12-сердечник главного полюса, 13-якорь необмотанный, 14-станина возбудителя, 15-катушка якоря, 16-вентилятор, 17-ступица, 18- обмоткодержатель, 19-станина вспомогательного генератора, 20-катушка главного полюса вспомогательного генератора, 21-крышка подшипника, 22-гайка, 23-вал якоря
Схема внутренних соединений обмоток агрегата
Рис 99 Схема внутренних соединений обмоток агрегата а-вспомогательного генератора (внд со стороны коллектора вспомогательного генератора), б- возбудителя (вид со стороны коллектора возбудителя), 1- полюс главный (катушка перекрещен ная), 2- полюс добавочный, 3 - полюс главный (катушка открытая), Ш1, Ш2 - выводы обмоткн возбуждения, Я1, Я2 - выводы обмотки якоря, Ш, Н2 - обмотка независимая, НЗ, Н4 - обмотка размагничивающая

Якоря возбудителя и вспомогательного генератора собраны на общем валу 23. Число коллекторных пластин, пазов, размеры паза, длина сердечников, размеры обмотки якорей обеих машин одинаковы. Сердечники якорей набраны из выштампованных листов электротехнической стали, имеющих пазы и вентиляционные каналы. Листы спрессованы между нажимной шайбой и корпусом коллектора. Коллекторы 1 изготовлены на прессованной пластмассе.

Обмотка якоря имеет изоляцию класса Р. В пазовой и лобовой частях она удерживается стальным проволочным бандажом. Якорь динамически отбалансирован грузами со стороны обоих коллекторов. Подшипниковые узлы капсульного типа. Капсула 6 прикреплена к станине при помощи кольца и болтов. Шариковый подшипник со стороны привода является упорным и его внутреннее и наружное кольца зажаты крышками капсул. Наружное кольцо шарикового подшипника со стороны свободного конца вала имеет возможность свободно перемещаться в капсуле в осевом направлении. Это компенсирует возможные изменения длины агрегата, а также позволяет исключить влияние допусков на работу шарикового подшипника.

Таблица 6

Для токосъема служат шесть щеткодержателей 8, равномерно закрепленных на пластмассовой траверсе 7. Траверса перемещается в тангенциальном направлении при установке нейтрали и жестко прикреплена болтами к бобышкам станины. Пластмассовая траверса является одновременно изолятором между щеткодержателями разной полярности и корпусом агрегата. Щеткодержатели закреплены на траверсе болтами, а ра-диально расположенные отверстия в траверсе позволяют регулировать зазор между коллектором и корпусом щеткодержателя по мере износа коллектора.

Корпус агрегата состоит из магнитопроводов (станин) возбудителя 14 и вспомогательного генератора 19. Станины возбудителя и вспомогательного генератора выполнены из стали с низким содержанием углерода и соединены между собой. На станинах закреплены главные и добавочные полюсы. Добавочные полюсы возбудителя и вспомогательного генератора одинаковы по конструкции и взаимозаменяемы. Сердечник добавочного полюса отлит из стали с малым содержанием углерода. На сердечник насажена катушка и залита эпоксидным компаундом (изоляция класса В).

Таблица 7

Сердечники главных полюсов 12 набраны из штампованных листов определенной конфигурации, стянутых заклепками. Листы полюсов не покрыты лаком. Для полюсов агрегата применена обычная малоуглеродистая сталь толщиной 2 мм. На главных полюсах расположены катушки с изоляцией типа «Монолит-2» класса Р, причем на главных полюсах вспомогательного генератора размещена одна обмотка параллельного возбуждения, а на главных полюсах возбудителя - независимая обмотка возбуждения и обмотка, используемая в качестве размагничивающей. Катушки главных полюсов уплотнены по высоте пружинными рамками, которые размещены между катушкой и башмаками полюсов. Пружинные рамки на полюсах предохраняют изоляцию от истирания при возможных ослаблениях катушек из-за усадки изоляции. Основные технические данные обмоток полюсов, якоря возбудителя и вспомогательного генератора приведены в табл 7.

Тяговый электродвигатель тепловозов 2ТЭ10М и 3ТЭ10М | Тепловоз 2ТЭ10М и 3ТЭ10М | Синхронный подвозбудитель и электродвигатели серии П тепловозов 2ТЭ10М и 3ТЭ10М